Демократия: государство и общество




Педагог-консультант:
Михайлова
Ирина Константиновна
 you_people@mail.ru 









Тема 19. Система органов государственной власти РФ.

В последние десятилетия ХХ века характеризуются для России кардинальными изменениями в общественной и политической жизни страны - отступление от коммунистических догм, начало развития рыночных отношений в экономике, изменение отношения к понятиям "частная собственность", "личный интерес", изменение общественного сознания и пр. сделало возможным вхождение России в мировое сообщество государств. Все эти перемены потребовали изменения и форм политического управления государством, основанных на мировом опыте развития принципов демократии.

Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, были закреплены основные принципы развития современной России - Российская Федерация есть демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1) - согласующиеся с международными принципами демократии.

§1 Принципы системы органов государственной власти РФ.

Государственная власть осуществляется через систему государственных органов, которые наделены властными полномочиями, и от имени государства осуществляют его функции.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что система органов Российского государства строится на принципах демократии, республиканской формы правления, народного суверенитета, федерализма, конституционной законности, единства системы государственной власти.

Таким образом, прежде всего необходимо отметить, что согласно принципу демократии, в Российской Федерации могут существовать только те органы государственной власти, наличие которых предусмотрено Конституцией РФ. Органы государственной власти формируются народом, путем прямых и свободных выборов.

Принцип конституционно законности означает, что действия всех органов власти, подчинены Основному Закону государства - Конституции, обязаны соблюдать ее нормы, а также нормы федеральных законов и признанные ею нормы международных договоров.

В связи с тем, что Россия является федеративным государством, работа органов государственной власти подчинена принципу федерализма, предполагающий наличие двух взаимосвязанных систем государственной власти: федеральной и субъектов Федерации. Система органов государственной власти в субъекте устанавливается самостоятельно на основе общефедеральных принципов построения государственных органов власти.

В соответствии с принципом разделения властей (ст.10 Конституции РФ), устанавливающим самостоятельность и независимость трех ветвей власти система органов государственной власти в Российской федерации представлена законодательной, исполнительной и судебной властью. Главой государства является Президент РФ.

§2 Президент РФ: функции, полномочия, механизм избрания и отрешения от должности, взаимодействие с другими ветвями власти.

В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент " является главой государства", "гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина".

Необходимо отметить, что Президент, являясь главой государства, по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти, что подтверждается нормами Конституции. Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В тоже время, согласно ст.11 Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Законодательную власть осуществляет парламент (ст. 94), исполнительную власть РФ - Правительство РФ (ст. 110), судебная власть принадлежит судам (гл. 7). Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть, не представляя ни одну из ее ветвей.

В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Так, согласно положениям ст. 83 и 84 Конституции РФ

  • с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, по предложению которого назначает на должность и отрешает от нее заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, и ставит вопрос об освобождении с этой должности
  • представляет в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидатуру Генерального Прокурора РФ, ставит вопрос об освобождении последнего от должности. Назначает судей федеральных судов РФ
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, формирует Администрацию Президента РФ
  • назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ
  • назначает референдум в установленном Законом порядке и др.
Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях (п.3,4 ст.80). В частности, Президент осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты (ст.86). Однако, эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами - Государственной Думой и Советом Федерации (ст. 106).

По существующей конструкции у Президента есть право законодательной инициативы (ст.104), а так же право на издание указов и распоряжений , которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. Согласно ст. 90 изданные Президентом указы и распоряжения, обязательны для исполнения на всей территории России, не могут противоречить Конституции и федеральным законам, при обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать нормативные указы Президента.

В соответствии со ст. 87 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, в соответствие с чем

  • Президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации (п. З ст.83)
  • Назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83 ).
  • В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение (п.2 ст.87). При обстоятельствах, предусмотренных федеральным законом, Президент наделен правом вводить на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение (ст.88). О принимаемых решениях по данным вопросам Конституция обязывает Президента немедленно сообщить Совету Федераций и Государственной Думе. Это связано с тем, что вопросы, связанные с утверждением указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений, о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, а также рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам войны и мира находятся в компетенции Совета Федерации (ст.102, 106). Такая система направлена на то, чтобы исключить возможность властных единоличных проявлений, и обязывает коллегиально решать столь важные для государства вопросы.

В соответствие с принципами демократии и принципами республиканской формы правления, согласно положениям ст. 81 Конституции

  • Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
  • Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как, например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России.
  • Президент избирается сроком на четыре года, при этом, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

Момент вступления в должность Президента Российской Федерации и начало исполнения полномочий связаны с принесением народу присяги: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу" (ст. 82, 92)

Конституционно закреплены две формы прекращения пребывания в должности и исполнения обязанностей Президента России: срочная, т.е. окончание срока, и досрочная, согласно п.2 ст.92, включающая в себя такие виды как отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия и отрешение от должности.

Президент Российской Федерации избирается сроком на четыре года, с истечением которого его полномочия в этой должности прекращаются. Моментом прекращения полномочий одного Президента является принесение присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации (п.1 ст.92)

Отставка, как вид досрочного прекращения полномочий - это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности. Официальное объявление Президента об отставке подается в письменной форме с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка, даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т. п. Причем, отставка должна следовать в день объявления о ней, т. е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т. д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность " передумать " и отозвать свое заявление.

Президент РФ может быть отрешен от должности по решению Совета Федерации, которое должно быть принято 2/3 голосов от общего числа. Вопрос об отрешении Президента от должности может быть поставлен только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения (2/3 от общего числа депутатов) в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения такого обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента - в противном случае обвинение будет считаться отклоненным (п.3 ст.93).

На время всех процедур, связанных с отрешением Президента от должности, а также других видов досрочного прекращения исполнения полномочий, всех случаев, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их, согласно п.3 ст. 92, временно исполняет Председатель Правительства РФ. Председатель Правительства делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей Президента - это необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел. Исполняя обязанности Президента РФ, Председатель Правительства РФ ограничен в своих действиях, не имея права распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Эти ограничения направлены на то, чтобы не допустить захвата власти, принятия "нужных" законов и пр.

Во всех случаях досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий выборы нового президента должны состояться не позднее 3-х месяцев с момента официального прекращения полномочий предыдущего.

§3 Федеральное Собрание РФ: статус, структура, функции, полномочия.

Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным собранием РФ и законодательными представительными органами субъектов Федерации (законодательное собрание, городская дума, законодательный совет и пр.). Главная государственная функция законодательной власти - разработка и принятие законов, в которых выражаются важнейшие решения в области государственной и общественной жизни. Высший законодательный орган власти в демократическом государстве с республиканской формой правления - это избираемый народом коллегиальный и периодически сменяемый парламент.

По Конституции РФ (статья 94), Парламентом Российской Федерации является Федеральное собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации и, согласно ч.1 ст. 95 Конституции, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Представительство - очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (п.1 ст.97) Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности. Такая разница подчеркивается определением должности в обеих структурах: "депутат Государственной Думы", и "член Совета Федерации". Согласно ст.97, одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат, депутат Государственной Думы не может быть депутатом других представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, в том числе преподавательской или научной.

В отношении понятия "законодательный орган" в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.

Как уже отмечалось, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти субъекта. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства - Государственная Дума, а в другой палате - Совет Федерации - реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Конституция (ч.З ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

К компетенции Федерального собрания, в той или иной степени, относятся все вопросы, связанные с жизнью государства. Так, в законодательной области в целях обеспечения верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено

  • правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104),
  • правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.

В сфере защиты единой экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны, осуществлять деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов. Так,

  • принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. (ст.106)
  • принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов.
  • "Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом" (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).

В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направлений осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся

  • утверждение Указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения (пп. "б", "в" п.1 ст. 102),
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ (пп."г" п.1 ст. 102)
  • обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106).

Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России, нормального функционирования аппарата управления, урегулирования общественных отношений к компетенции Федерального Собрания отнесено

  • назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента (пп."е" п.1 ст. 102, пп. "ж" п.1 ст.103 )
  • право принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти. В ведении Совета Федерации: судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. В введении Государственной Думы: назначение и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ и должности Уполномоченного по правам человека (пп. "ж", "з" п.1 ст.102; пп. "а", "в", "д" п.1 ст.103 )
  • К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. "а" п. 1 ст. 103). Решение вопроса о доверии Правительству РФ (пп. "б" п.1 ст. 103)

Согласно п.1 ст.96, Государственная Дума избирается сроком на четыре года, по окончании которого, проводятся новые выборы депутатов в Государственную Думу.

Вместе с тем, Государственная Дума может досрочно прекратить свою работу в случае роспуска ее Президентом в соответствие с правом, предоставленным ему Конституцией. Так, государственная Дума может быть распущена:

  • В ходе рассмотрения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. К ведению Государственной Думы относится рассмотрение и утверждение кандидатуры, предложенной Президентом РФ, на должность Председателя Правительства РФ. В случае, если Государственная Дума трижды отклонит представленные кандидатуры, Президент назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (пп. "а" п.1 ст. 103, п.4 ст.111).
  • В ходе решения вопроса о доверии Правительству РФ (п. 3,4 ст.117). Данный вопрос может быть предложен к рассмотрению:
    • по инициативе Государственной Думы. В данном случае, Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, то Президент РФ либо соглашается с решением Государственной Думы и объявляет об отставке Правительства РФ, либо распускает Государственную Думу.
    • по инициативе Председателя Правительства РФ, который может поставить данный вопрос перед государственной Думой. Если Государственная Дума поддерживает предложение Председателя Правительства, то Президент в течение семи дней принимает решение либо об отставке Правительства РФ, либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

    Обратим внимание на тот факт, что Государственная Дума не может быть распущена по основаниям указанным в ст. 117, в течение года после ее избрания (п.3 ст.109). То есть, у Президента в этот период нет альтернативы выбора, - отставка Правительства или роспуск Государственной Думы.

    В то же время, Государственная Дума, как один из важных органов государственной власти, защищена рядом конституционных положений от проявлений властного произвола. Так, ст.109 Конституции РФ закрепляет положения о том, что Государственная Дума не может быть распущена

    • во-первых, как уже отмечалось, в ходе решения вопроса о доверии Правительству РФ (п. 3,4 ст.117), если работает первый год после ее избрания (п.3)
    • во-вторых, с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации ( п.4)
    • в-третьих, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения (п.5)
    • в-четвертых, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (п.5)

    §4 Правительство РФ: статус, полномочия, порядок формирования и роспуска.

    Исполнительная власть - важнейший элемент системы разделения властей. Государственная функция этой ветви власти - организационно-распорядительная деятельность по исполнению и реализации законов, принятых парламентом РФ, указов Президента РФ и пр. Систему исполнительной власти РФ составляют: Правительство РФ, иные федеральные органы исполнительной власти, к которым относят Министерства и Ведомства, Комитеты, агентства, надзоры и пр., органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Исполнительные органы власти субъектов РФ образуются в соответствии с их конституциями и уставами, а так же в соответствии с Федеральным законом от 1999 г. " Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации". Так, согласно Конституции Республики Карелия исполнительная власть в Карелии осуществляется Председателем Правительства РК и возглавляемым им Правительством РК. Исполнительные органы субъектов РФ самостоятельны в осуществлении своих полномочий в пределах собственного ведения. По предметам совместного ведения с органами исполнительной власти Федерации, органы исполнительной власти субъектов входят в единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

    Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, основные полномочия которого установлены ст. 114 Конституции РФ. К ним относятся:

    • разработка и представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета
    • обеспечение единой финансовой , кредитной и денежной политики РФ
    • проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, путем разработки единых стандартов, единых программ и пр.
    • осуществление управления федеральной собственностью
    • осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью
    • осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

    Иные полномочия Правительства могут быть возложены федеральными законами, Указами Президента, а также следуют из положений Конституции РФ, например, обязанность давать заключения на проекты законов, которые представляются в Государственную Думу по вопросам, покрываемым за счет федерального бюджета, таких как (п.3 ст.104) введение или отмена налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и др.

    В соответствие с ч.2 ст.110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры.

    Порядок формирования Правительства РФ начинается с назначения его Председателя, путем внесения Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства на рассмотрение Государственной Думы.

    Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.

    Предусмотрены три основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу:

    • не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;
    • в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

    Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Так в соответствии с ч.3. ст.111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

    Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.

    По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, согласно п. 4 ст. 111, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председатель Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. В Конституции, не указывается должен ли президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить в следующий раз другую кандидатуру или он вправе предлагать одно и тоже лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее.

    В компетенцию Председателя Правительства РФ входит:

    • внесение предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти (п.1. ст. 112)
    • внесение на рассмотрение Президенту РФ кандидатур на должность заместителей Председателя Правительства РФ, и федеральных министров (п.2. ст.112)
    • определение основных направлений деятельности Правительства РФ и организация его деятельности в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ (ст. 113)

    В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, в том числе отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности, во всех случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента. Исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах, например, он не может распускать Государственную Думу, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий должны состояться выборы Президента РФ.

    После назначения Председателя Правительства РФ им предлагаются кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров Президенту РФ, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

    Политическая система и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства РФ. В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

    Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

    Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.

    Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители - общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

    Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министров, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач. Министерство издает в пределах своей компетенции на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

    Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

    В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст.116). Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года.

    При этом, согласно п.5 ст.117 Конституции РФ, Правительство РФ в случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

    Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.

    Одно из них - заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

    Другое основание отставки Правительства - это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это - следствие обострения противоречий между ними.

    Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания - Государственной Думой. Вотум недоверия - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно Регламента Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.

    При выражении недоверия Правительству Президент может не согласиться с решением Государственной Думы, а в случае если в течение трех месяцев Государственной Думой вновь будет поставлен этот вопрос, принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

    И последнее основание отставки - постановка перед парламентом вопроса о доверии Правительства РФ его Председателем..Это может быть связано с общим вопросом - одобрением его программы - либо с принятием конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Как считают исследователи данного вопроса, трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и назначение новых выборов.

    §5 Судебная власть Российской Федерации. Основы.

    Судебная власть представляет собой особую ветвь власти, выступающая независимым (в условиях демократического государства) арбитром для органов власти, общества в разрешения споров.

    Судебная власть независима в своей деятельности от других органов власти, и должна подчиняться только Конституции и Закону.

    Конституция Российской Федерации гарантирует:

    • судебную защиту прав и свобод каждому, в том числе в межгосударственных органах по защите прав и свобод человека (ст.46)
    • право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе при задержании, заключении под стражу и пр. (ст. 48)
    • право обжалования в суде действий должностных лиц (ст. 46)
    • рассмотрение дел судом с участием присяжными заседателей (ст.47)
    • обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность и не считается виновным, пока его вина не будет доказана в суде (ст. 49)
    • каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании ( ст.50) и пр.
    • никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких ( ст. 51)

    Принципами деятельности судебной власти, помимо общеконституционных, можно выделить положения гл.7 Конституции РФ:

    • правосудие осуществляется только судом, никакой другой орган или должностное лицо не вправе осуществлять судебные полномочия (ст. 118)
    • законность, согласно которому, суды могут действовать только на основании действующего законодательства.
    • гласность (открытость) судебного разбирательства, которая заключается в том, что каждый человек может присутствовать на слушании дела в суде. Закрытое заседание проводится в случаях прямо предусмотренных законом. Например, дела о усыновлении. (ст. 123)
    • судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Данный принцип предполагает наличие равных прав сторон - участников судебного разбирательства и их возможность оспаривать или доказывать необходимые для разрешения дела факты.(ст.123)

    Согласно Конституции РФ судебная власть в Российской Федерации реализуется через образованную федеральными судами и судами субъектов федерации систему судов, которая представлена:

    • Конституционным Судом - органом надзора и контроля за тем, чтобы все издаваемые в государстве нормативно-правовые акты не противоречили Конституции Российской Федерации, а также в случае необходимости разъяснения статей Конституции РФ. Конституционный Суд РФ рассматривает запросы Президента РФ, Правительства РФ, Парламента РФ, Высших Судов РФ (Верховного и Арбитражного), а также запросы органов государственной власти субъектов РФ, Граждане РФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод.
    • Верховным Судом РФ, возглавляющим систему судов общей юрисдикции, в которую входят верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, областей и округов, районные и военные суды. Данная система судов рассматривает споры, в которых хотя бы одной стороной является физическое лицо. Их деятельность связана с конституционным, гражданским, уголовным и административным судопроизводством.
    • Арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, решают экономические споры.
  • Hosted by uCoz