Словарь
Государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в об-ществе, основной институт политической системы. Основные признаки государства: легитимность, (закон-ность) власти и монополия на её осуществление; на-личие институтов, регулирующих отношения в обще-стве, в том числе и принуждением; наличие террито-рии и населения, на которые распространяется воздей-ствие государства. Сущность государства проявляется в его функциях, т.е. основных направлениях политики, характеризующих его роль в общественном развитии.
Государственная власть - 1) право и возможность государства и его органов распоряжаться важнейшими вопросами жизнедея-тельности общества, направлять её течение, контролировать, подчинять своей воле; 2) действующие органы государства; 3) лица, облечённые высшими полномочиями.
Легитимность власти - подтверждение, признание законности вла-сти, полномочий властных структур, каких-либо орга-низаций.
Государственный аппарат - институт штатных государственных слу-жащих различных профессий и специальностей, работаю-щих во всей системе государственного управления, пред-ставляющих все уровни и ветви властных структур, все ор-ганы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственный аппарат реализует решения органов вла-сти, связывает различные её эшелоны с обществом, оказы-вает влияние на действия властных структур, принимает и обобщает поступающие от населения претензии к власти и к её органам, а также ходатайства, жалобы, просьбы, про-тесты по самым различным вопросам, осуществляет функ-ции государственного управления.
Власть - 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судь-бы, поведение и деятельность людей с помощью различно-го рода средств права, авторитета, воли, принуждения; 2) политическое господство над людьми; 3) система госу-дарственных органов; 4) лица, органы, облечённые соответ-ствующими государственными, административными пол-номочиями. Власть - ключевое понятие политологии и кра-тологии (учения о власти). Возможны различные сферы проявления власти - экономическая, политическая, духов-ная, власть центра и мест, личная, родительская и другая; субъекты и объекты, носители, держатели, обладатели вла-сти; масштабы и объёмы власти - неограниченная, ограни-ченная, локальная, региональная и т.д.; вариации власти - единовластие, двоевластие, многовластие, полновластие, безвластие, всевластие, комфорт, деформации, кризис, па-ралич власти. В правовом государстве определяющее зна-чение имеет принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная). Иногда образно говорят о "четвертой власти" - прессе, её воздействии на обществен-ные настроения и мнения. Категория власти служит базис-ной в целой группе понятий: властвование, властелин, вла-ститель, властность, властодержец, властолюбие, властоне-навистник и другие. В демократическом государстве опре-деляющую роль играет устройство и система власти, уча-стие людей в осуществлении власти, силы власти, контроль со стороны власти, контроль граждан и их организаций за властью.
Правовое государство - определённая форма организации власти, где государство и граждане связаны взаимной ответствен-ностью при безусловном верховенстве конституции, демо-кратически принятых законов и равенстве всех перед зако-ном. При этом демократия включает не только обеспече-ние прав и свобод граждан, но и ограниченно связанную с ними гражданскую ответственность, строгое соблюдение конституции, законов и самоконтроль. В правовом государ-стве воплощаются принципы всеобщего, прямого, равного избирательного права, а его гражданам обеспечивается доступ к участию в государственных и общественных де-лах. Для создания гарантий от узурпации неограниченных полномочий, злоупотреблений властью осуществляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Правовое государство подконтрольно общест-ву, в нём исключается диктатура какой-либо личности, со-циальной группы, партии группировки, управленческой бюрократии. В правовом государстве реализуются граждан-ские права человека на уровне международно признанных норм: исключение любой дискриминации по национально-этическим, политическим, религиозным, половозрастным признакам; надёжная законодательная защита личности и достоинства гражданина; неприкосновенность его жилища и имущества, свобода выбора профессии, определения места жительства, выезда и въезда в страну, гарантия тайны переписки и телефонных переговоров, свободы слова, пе-чати и информации; свободное самоопределение человека в его мировоззрении и духовных интересах; всемирная за-щита гражданских прав со стороны судебных органов и об-щественных организаций.
Монархия - форма государственного правления, при которой верхов-ная власть полностью или частично сосредоточена в ру-ках одного лица - главы государства, как правило, на-следственного правителя, монарха (фараона, царя, коро-ля, императора, султана, шаха и т.д.). Различают неогра-ниченную монархию (абсолютную), которая была харак-терна для рабовладельческого и феодального строя, и ограниченную (конституционную), при которой власть монарха ограничена парламентом. В современном мире существуют государства с конституционной монархией, например Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания.
Республика - государство с органами власти, формируемыми по принципу их выборности народом; форма государст-венного управления, при которой высшая власть (зако-нодательная, исполнительная, судебная) принадлежит выборным представительным органам, а глава государ-ства избирается населением или представительным ор-ганом. Выделяют два типа республики - президентская и парламентская.
Республика парламентская - форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит пар-ламенту. Правительство формируется парламентскими партиями и несёт перед парламентом политическую от-ветственность. Эта ответственность выражается в различ-ных юридических формах, среди которых самая сильная - это вотум недоверия со стороны парламента либо отказ парламента в доверии правительству, если оно само по-ставило вопрос о доверии. В этом случае правительство либо уходит в отставку, либо предлагает распустить пар-ламент и назначить новые выборы. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в со-став которой входят и члены парламента. Он - номиналь-ный глава государства, осуществляющий свои полномо-чия лишь по указанию главы правительства, без визы ко-торого никакой акт президента не будет действителен. Парламентский режим работает стабильно в том случае если большинство в парламенте имеет одна партия или устойчивый блок близких по взглядам и целям партий. Если же парламент раздроблен на многочисленные фрак-ции, постоянно конфликтующие между собой, то страна обречена на частые правительственные кризисы.
Республика президентская - форма государственного устройства, в котором президент одновременно является и главой го-сударства, и главой исполнительной власти. Он, как и парламент, избирается народом, и потому его политиче-ская ответственность перед парламентом принимает дру-гие формы: во-первых, ответственность президента пе-ред парламентом, как правило, регламентирована соот-ветствующими законами; во-вторых, президент не может распускать парламент; в-третьих, президенту всегда не-обходима поддержка парламента в вопросах бюджета - центрального вопроса государственной власти. Особен-ность президентской республики состоит в том, что она независимо от того, какие партии господствуют в испол-нительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждены сотрудничать, что придаёт политиче-скому режиму устойчивость.
Федерация - 1) форма государственного устройства, при которой не-сколько государственных образований, юридически об-ладающих определённой политической самостоятель-ностью, образуют одно союзное государство; 2) союз, объединение нескольких общественных организаций (например, Всемирная федерация профсоюзов). Первой в истории федерацией стали США (конституция 1787года). Федеративными государствами являются, на-пример, Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Вене-суэла, Германия, Индия Пакистан, Россия и др. Террито-рия федерации состоит из территорий отдельных её субъектов (штатов, кантонов, земель, республик и т.д.). Субъекты федерации имеют свои правовые и судебные системы. Компетенция между федерацией и её субъек-тами разграничивается общегосударственной конститу-цией. В большинстве федераций одновременно сущест-вует единое общее гражданство и гражданство федера-тивных единиц. В ряде федераций в парламенте имеется специальная палата, представляющая интересы членов федерации. В зарубежной практике федерации создают-ся, как правило, по территориальному признаку, возни-кая обычно как союз нескольких государственных обра-зований.
Политический режим - структура, организация, политическая систе-ма общества, характеризующаяся конкретно-историческими формами, образом правления, а также методами и средствами, которыми правящие круги осуществляют свою политическую власть. По своему политическому режиму общество может быть рабо-владельческим, феодальным, буржуазным, револю-ционно-демократическим, социалистическим; по об-разу правления - монархическим, олигархическим, тираническим, демократическим; по методам осуще-ствления политического господства - демократиче-ским, тоталитарным, авторитарным. Более или менее полная характеристика политического режима того или иного общества может быть дана на основе кон-кретного политологического анализа всей системы сложившихся в нём общественных отношений.
Право - 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой госу-дарства. С помощью права власти регулируют поведение людей и коллективов, жизнедеятельность общества в целом, закрепляют в качестве обязательных определённый круг об-щественных отношений. Право - важный показатель положе-ния личности в обществе и государстве, средство охраны её интересов. Право охватывает экономику, политику, культуру - все важнейшие сферы жизни общества; 2) возможность действовать, поступать определённым образом; 3) наука, изучающая нормы и правила, регулирующая отношения лю-дей в обществе (правоведение).
Права человека - система экономических, социальных, политиче-ских и юридических прав и гарантий, направленных на обес-печение жизнедеятельности человека в тех или иных конкрет-но-исторических условиях. Права человека в той или иной форме были всегда одним из основных требований массовых социальных движений, а также предметом исследований про-грессивных мыслителей. В наиболее общем виде они получи-ли выражение в документе "Всеобщая декларация прав чело-века", провозглашенном Генеральной Ассамблеей ООН 10 де-кабря 1948 года. В нём содержится указание на такие права че-ловека, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновен-ность, на равенство перед законом, на право свободно передви-гаться и выбирать себе местожительство, право владеть иму-ществом, право на свободу мысли совести и религии, на сво-боду убеждений, мирных собраний и ассоциаций, на социаль-ное обеспечение, собственность, труд, свободный выбор рабо-ты, справедливое вознаграждение за свой труд, на отдых и до-суг, на достойный человека жизненный уровень, способный поддерживать здоровье и благосостояние человека и его се-мьи, на бесплатное образование и т.д. Вопрос о правах челове-ка является и поныне предметом острых дискуссий и полити-ческой борьбы, а их реализация рассматривается как важный аргумент в пользу того или иного политического строя.