Тема 1. Государство: понятие и признаки.
§1 Общество как основа государства.
Предпосылки возникновения государства заложены в природе самого общества. В свою очередь, общество - это тип отношений и связей между людьми (экономических, социальных, духовных, юридических и пр.), объединённых территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности(свобода личности, безопасность и др.). Оно выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, в движении национальных, классовых и других социальных противоречий, а также социальном сотрудничестве.
Прежде всего общество состоит из людей, индивидов, которых может быть больше или меньше, среди них могут быть бедные и богатые, равноправные и неравноправные, они могут более или менее одинаковыми или значительно различаться по характеру - тем не менее ясно, что “кирпичиком” общества всегда является единичный человек, и только человек.
Очевидно, что как общество не существует без индивида, так и индивид не существует без него. Включаясь в определённую общественную систему, индивид обретает свою общественную сущность. В общественной системе любой сложности и любого уровня организации человек выступает в качестве главного компонента, причём как существо общественно организованное, сознательное, ставящее перед собой определённые цели и стремящееся к их осуществлению. Общество-это поле деятельности людей, которые создают историю. Они действуют, организуясь в различные группы: национальные, сословные, классовые, политические, религиозные.
§2 Теории происхождения государства.
Теологическая теория
Теологическая теория получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского ("О правлении властителей", "Сумма теологии"); в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж.Маритен, Д.Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть - вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей, поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи этой теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям. Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как улучшить государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, так как построена в основном на вере.
Патриархальная теория
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля ("Политика", "Этика"), Платона ("Государство", "Политик", "Законы"), Н. К. Михайловского ("Что такое прогресс", "Борьба и индивидуальность", "Герои и толпа") и др. Они обосновывали тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих самых семей и приводит, в конечном счете, к образованию государства. Отсюда власть государства - есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти "патриарха", подданным следует подчиниться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние - его дети.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважение государственности власти, " родственности" всех в единой стране. Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, заменяют понятие "семья" на понятие "государство", а также категории, как "отец", "члены семьи" необоснованно отожествляют соответственно с категориями "государь", "поданные". К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Договорная теория
Договорная теория получила распространение в наиболее логически завершённом виде в XVII-XVIII вв., в трудах Г.Гроция ("О древности и строе Батавской республики", "Введение в изучение прав Голландии", "О праве войны и мира"), Томаса Гоббса ("Философское начало учения о гражданине"), Ж.Ж.Руссо ("Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Об общественном договоре или Принципы политического права"), А.Н.Радищева (ода "Вольность", "Путешествие из Петербурга в Москву"). По мнению представителей данной теории, государство возникло как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном" первобытном состоянии. Государство-это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность, т.е. обязано действовать в интересах своих граждан. Граждане обязаны подчиняться общим правилам, соблюдать законы, платить налоги и пр., имеют право на защиту свободы и собственности. В случае нарушения условий договора, государство может прибегнуть к силовым методам воздействия, а граждане, со своей стороны, могут расторгнуть договор с ним даже путём свержения.
С одной стороны данная теория была крупным шагом вперёд в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное, абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определённом этапе своего развития осознаёт необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.
Теория насилия
Теория насилия логическое завершение получила в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича ("Общее государственное право", "Раса и государство. Исследование о законе формирования государства"), К. Каутского ("Материалистическое понимание истории") и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном поведении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. По мнению представителей данной доктрины, государство "естественно" (путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим, а насилие и подчинение властвующим подвластных, является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегреческого, древнегерманского). С другой стороны важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.
Материалистическая теория
К представителям данной теории происхождения относят Ф.Энгельса ("Происхождение семьи, частной собственности и государства"), К.Маркс (совместная работа с Энгельсом "Манифест Коммунистической партии", "Капитал", "Святое семейство") и В.И.Ленина ("Империализм как высшая стадия капитализма", "Что делать?", "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"). Они объясняли возникновение государственности, прежде всего социально- экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелие отделились скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счёте и привёл к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру- государство, которое прежде всего служит как инструмент проведения воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмом при одновременной недооценке национальных религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Формы социальной организации общества
Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй - древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом беззащитности отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности и труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, т.е. все орудия труда, и добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т. п.) принадлежали всем, а поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, то и распределение продуктов было уравнительным.
Следующей формой социальной организации был род, причём не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящих от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. Первобытнообщинный строй последовательно проходит несколько этапов в своём развитии, причём только на определённом этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.
Так, Период дикости (каменный век) большинство народов пережило примерно 30 тысяч лет назад, когда осуществлялось присвоение готовых продуктов природы, добываемых с помощью примитивных орудий труда, а искусственно созданные человеком предметы служили главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения (камень, палка, копьё). Общественное устройство этого периода - стадная общность.
Период варварства принято подразделять на две крупные эпохи - бронзовый век и железный век. В первой из них возникает домашнее животноводство, начинается возделывание сельскохозяйственных культур, усложняются и специализируются орудия труда для выполнения различных операций (появляются топор, нож, шило, скребок, наконечники стрел и копий). Накапливается опыт производственной деятельности в виде специальных приёмов трудовых операций в каждом конкретном деле. При охоте, рыбной ловле, поимке, приручении и разведении животных - всюду успех опирался на унаследованные от предков приёмы. Предметы потребления стали результатом труда, например, прирученное животное, его приплод, урожай злаковых культур с засеянного поля (а не найденного готовым в природе). Изменились и производственные отношения - коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность. Стала другой общественная организация - первобытное стадо преобразовалось в род как носителя и накопителя коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Роды объединялись в племена, а последние в союз племён. С усложнением общественных отношений возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, как некой организующей силе. При этом, эта власть являлась неполитической, так как не была еще связана с государством.
Как мы видим, естественным и необходимым условием человеческой жизни, существования и развития общества становится созидательный труд, в процессе которого производятся нужные обществу материальные блага.
Чтобы иметь возможность производить необходимые материальные блага, люди соединяются для совместной деятельности и для взаимного обмена результатами своей деятельности. В рамках этих общественных связей складывается их отношение к природе и процессу производства, что приводит к установлению новых взаимосвязей в обществе, изменению и усложнению общественных отношений в целом. В процессе труда складываются отношения, обусловленные, с одной стороны, потребностями технологии и организации производства, т.е. производственно-технические отношения. Например, отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, отношения связанные с технологическим разделением труда внутри производственного коллектива или в масштабах всего общества. С другой стороны, в производстве между людьми складываются также экономические отношения, т.е. производственно-экономические. Они отличаются от производственно-технических отношений тем, что выражают отношение людей к средствам производства, т.е. к собственности. Так люди, лишённые всех или основных средств производства, неизбежно оказываются в экономической зависимости от тех, которые имеют право собственности на средства производства, чем и обусловлены отношения господства и подчинения между ними. К примеру, крестьянин, не имеющий своей лошади, вынужден, при необходимости, обращаться к соседу-собственнику с просьбой за определенную плату пользоваться живым "средством производства", т.о. становясь экономически зависимым от него.
Отношения собственности пронизывают все сферы экономических отношений - производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и обуславливают распределение средств производства и распределение людей в структуре общественного производства, т.е. классовую структуру общества.
Предпосылки возникновения государства
Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства признаётся переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который именуется неолитической революцией, приведшей к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для её поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной дифференциации, что ведёт к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который изменил сущность родового строя, привёл к расколу общества на классы, что в конечном итоге привело к появлению государственно-организованного общества.
Важнейшим этапом развития этого процесса явилась специализация производства, повлекшая за собой общественное разделение труда. Первым крупным общественным разделением труда стало отделение скотоводства от земледелия. Появление двух видов производства даёт возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивается у кочевых народов, т. к. всё имущество находится в подвижной, следовательно, непосредственно отчуждаемой форме, а образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами, что и побуждает к обмену продуктов. Проникновение товарных отношений в общину способствует её разложению, т. к. обмен есть главное средство обособления индивидов, делает стадное существование ненужным.
Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия. Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщённость, происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляются богатые и бедные.
В период господства присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного прибавочного продукта, а с появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда - появление класса купцов, социального слоя людей, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства, а занимаются только обменом продуктов. Они становятся неустранимыми посредниками между производителями (земледельцами, скотоводами, ремесленниками) и извлекают при этом прибыль. Рост производительности труда неизбежно ведёт к увеличению объёма избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Общественное разделение труда повлекло за собой развитие второго важного фактора, изменившего общественные отношения. Им становится, как уже отмечалось, развитие института собственности. Развитие собственности у многих народов имело исходным пунктом общинную или племенную собственность, которая существовала повсеместно. Так, по мере роста производительности труда накапливаются стада, которые вначале принадлежат всему племени, потом роду, затем отдельным патриархальным семьям; земля также сначала была общей собственностью, затем становится объектом пользования отдельных семей, закрепляется по наследству.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая теперь противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, т.к. и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.
Сужение производственной единицы от общины до имущественно обособленной семьи происходит у каждого народа по-своему, охватывает разное время, но всё-таки является характерной чертой процесса возникновения частной собственности. Патриархальная семья, включающая 3 - 4 поколения, оказывается основной ячейкой, способной использовать привлечённую рабочую силу. У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы имущественной дифференциации, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства, сопровождающееся усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью.
Усложнение структуры общества, развитие новых общественных взаимосвязей, формирование новых форм собственности привело к тому, что организация общественной власти, основавшейся на кровнородственных связях, даже и в форме "военной демократии" оказались бессильными перед новыми требованиями общества. Необходимо было такое учреждение, которое могло бы урегулировать сложные общественные отношения, эффективно управлять процессами, происходившими в обществе, обеспечить защиту не только интересов отдельных классов, но и общества в целом. Этим учреждением и явилось государство. Таким образом, общество создаёт себе орган для защиты своих интересов как внутренних так и внешних.
Государство
Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых и социальных противоречий. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт - государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу.
Процесс возникновения государства - это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (то есть в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались.
Таким образом, экономические отношения, являются базисом, причиной всех трансформаций, протекающих в надстройке, т.е. совокупностью идеологических отношений, взглядов и учреждений. В неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая формы сознания и соответствующие учреждения. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли независящие производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором строится юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Конкретный исторический базис определяет собой характер и тип общественной надстройки. Поворот в экономическом строе общества вызывает изменения в области общественно-политических отношений.
Примером этого может служить развитие России на современном историческом этапе: переход к рыночным отношениям в сфере экономики, развитие предпринимательства, института частной собственности, повлекли за собой изменения в структуре общества, потребовали демократических преобразований и новых подходов в осознании роли государства; сделали необходимым повышение роли общества в сфере управления общественными процессами.
Признаки государства
- Государство обладает территорией. На территории государства проживает население данного государства. Государственная власть распространяется на всю территорию.
- Государство не может существовать без населения. Население - это человеческое общество, которое проживает на территории данного государства. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Государственная власть распределяется на все население страны.
- Наличие системы права. Без права государство не может надлежащим образом руководить обществом. Право позволяет государству делать свои веления общеобразовательными для всех лиц, проживающих на его территории.
- Государство обладает суверенитетом. Суверенитет - это верховенство и независимость государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества, а также в области межгосударственных отношений. Верховенство государственной власти означает, что государство самостоятельно решает вопросы жизни общества внутри страны. Независимость означает самостоятельность государства в межгосударственных отношениях.
- Государство обладает аппаратом управления, который составляют государственные органы. Эти органы призваны заниматься управлением обществом, урегулированием общественных отношений.. Особую роль в системе государственных органов всегда занимают органы, осуществляющие принудительные функции (армия, милиция, тюремные учреждения...).
Усложнение общественной жизни влечёт за собой усовершенствование форм её организации, развитие политических институтов, которые занимаются функциями управления (обеспечение порядка, охрана собственности и пр.).
Публичная власть:
- Представляет внутренние и внешние интересы общества.
- Обладает монополией на принуждение в случае нарушений законов.
- Решения имеют обязательный характер и подлежат исполнению. - Налоги - это обязательные и безвозмездные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет, в установленных размерах и в определенные сроки. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата и осуществления государством своих функций по управлению обществом, защитой общественных интересов. обеспечение безопасности, обеспечение социальной защиты и пр.
В связи с выше сказанным, можно сказать, что государство это:
- сложная политико-правовая форма организации общественной жизни;
- продукт эволюционного развития человеческого общества, в результате которого была выработана система определённых правил поведения для управления общественными процессами;
- средство управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасность граждан и общества);
- это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имея специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.