Тема 2. Сущность и типы государства.
Начиная разговор о сущности и типологии государства, необходимо отметить, что основу этих понятий составляют такие социально-политические категории как "Власть", "Государственная власть". Это связано с тем, что собственно понятие "Сущность государства" отражает сложную взаимосвязь власти и общества, степень их взаимодействия.
§1 Государственная власть как форма социальной власти.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Власть придаёт обществу целостность, служит важнейшим фактором в организации порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий жизнеспособность общества. Под действием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в человеческих коллективах возникает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирования поведения, установление определённой иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть, в любом ее выражении, всегда содержит элемент принуждения, формы которого многообразны. В этой связи, определяют множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившим в неё членом и т.д.
Как уже отмечалось, социальная власть присуща любой общности, и как категория более широкая, опирается в своем принуждении на различную основу - обычай, традиции, право, мораль и пр.
Государственная же власть, будучи связанной с такой социальной организацией общества как Государство, представляет собой особую разновидность социальной власти, опирающуюся на право. Поэтому основные черты Государственной власти, во многом сходны с основными чертами Государства.
Понятие Государственная власть, можно определить как публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерными чертами государственной власти можно определить следующие:
- она распространяется на территорию в границах определенного государства;
- носит публично-политический характер;
- опирается на государственное принуждение;
- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.), т.е. их деятельность не связана с обеспечивающим производством, а направлена на организацию общественной жизни ;
- действует система налогов, необходимых для обеспечения общественных нужд, содержания государственного аппарата.
В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".
Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, т.к. последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - как правило, от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от политической государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами.
В соответствии с другой точкой зрения понятие "политическая власть" тождественно понятию " государственная власть", так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.
Особенностью государственной власти являются такие ее характеристики как легальность и легитимность.
Легальностью власти называют ее юридическое обоснование и соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству. Таким образом, легальность власти. определяется ее законностью, т.е. законным нахождением у власти: Монарх получает власть по праву наследования, Президент выбирается всеобщим голосованием, депутаты избираются народом и пр., т.е. право властвовать приобретается законным, зафиксированным в Законах путем. Поэтому легальность власти порождая у государства право на управление обществом и соответственно обязанность населения подчиняться установленным им правилам, выступает ее юридической характеристикой.
Легитимность власти - означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании последними ценности власти, ее праве управлять. Таким образом, легитимность, можно определить как доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.
Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать не легитимной.
Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:
- рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законами, в рамках которых избираются и действуют представители власти;
- идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ей провозглашены;
- традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;
- харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.п.
Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в "чистом виде". В конкретно-исторических условиях каждой страны они переплетаются при доминировании одного из них.
О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (в широком смысле), необходимого для проведения той или иной политики в обществе; по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности и силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по силе и общественной поддержке оппозиционных сил и пр.
Очевидно, что эффективная деятельность даже легальной государственной власти обеспечивается поддержкой общества, и в этом случае легитимность власти становится одним из важнейших и необходимых условий. В связи с этим, методы воздействия на общество, применяемые властью, исторически носили различный характер: от братания, в виде общих пиров, устраиваемых князем, до провозглашения общегосударственной, например классовой, идеи, подчиняющей себе все сферы жизни общества, в том числе, и правовую, как в советский период истории России. Демократические принципы, утверждающиеся сегодня в обществе, требуют использования методов воздействия, дающих более прочную основу для реализации функций государства - осознания гражданами значимости своей роли в жизни общества. Для этого, основными методами завоевания легитимности должны стать:
- обсуждение процессов происходящих в обществе, тенденций развития, проблемах, стоящих перед обществом и путях их преодоления;
- разъяснение властью своей позиции в разрешении важных вопросов;
- обсуждение необходимости проведения тех или иных реформ, ожидаемых в связи с ними результатов пр.
§2 Сущность государства: понятие, критерии. Эволюция сущности и социального назначения государства.
Сущность как философская категория означает основное, необходимое в том или ином явлении.
Понятие сущности государства тесно взаимосвязано с понятием Государство, рассматриваемого с точки зрения организации политической власти, содействующей преимущественному осуществлению конкретных интересов: классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и пр.
В связи с этим, Сущность государства можно определить как характер его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается, как то главное, в нем, что характеризует его содержание, назначение и функционирование как общественного института. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Установить сущность - значит определить:
- служит ли государство всему обществу или только его части;
- в какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества, а в какой - интересы и ценности господствующих кругов;
- интересы, какой части общества государство игнорирует.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
- то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
- то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
В этой связи, для понимания рассматриваемого вопроса, и сегодня принято выделять основные классовый и общечеловеческий подходы к сущности государства, а так же религиозный, национальный, расовый и пр.
В рамках классового подхода государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо отдельных классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" их сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется более широко как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны преимущественно с помощью компромисса.
Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, выступает больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К этим государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и т.п.
Хотелось бы отметить, что сущность государства в представленных классических подходах не следует рассматривать изолированно друг от друга, как некую данность - скорее здесь следует говорить об эволюции сущности и социального назначения государства, перехода от классовой сущности к общесоциальной. С историческим изменением государственных формаций (рабовладельческая, феодальная, буржуазная), развития социальной и экономической жизни, изменяется и сущность Государства. Вопрос об общесоциальной сущности Государства не возникал и не мог возникнуть до того, как в человеческом обществе назрела необходимость перехода к либерализму, утверждению демократических принципов, провозглашенных идеями Французской революции, закрепления демократической политической системы в Конституциях Северной Америки и ряда Европейских государств в конце XVIII века.
В ходе развития общества, расширения его социальной структуры размываются четкие границы классовости, усложняются социальные отношения - объективно все эти процессы потребовали того, чтобы в противовес произволу власти, классовой разобщенности и противостоянию были возвышены общечеловеческие ценности, идеи равенства и свободы, равного партнерства в управлении государством, объединении всего общества.
Классовый подход при раскрытии сущности государства - крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно. Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства - его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество - от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет свои определенные функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.
Необходимо учитывать, что на государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные, религиозные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.
Сегодня общемировое стремление к утверждению демократии, объединение интересов государств различной сущности для разрешения глобальных общечеловеческих проблем, связанных с экологией, ресурсами, угрозой применения ядерного оружия, делают общечеловеческий подход к сущности Государства приоритетным.