Тема 3. Функции и механизм государства.
§1 Понятие и значение функций государства. Их соотношение с целями и задачами государства.
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.
- Функция государства - не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на определенном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Т.Е. - это деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.
- Так как государство - это результат развития общества, форма его организации, то, выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
- В функциях выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность, Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом. Так, сущность феодального государства, где на первый план выступают интересы господствующего сословий, носит классовый характер, что обусловливает и соответствующие функции такого государства: экономическая и правовая защита собственности на землю для ряда социальных групп, правовое закрепление их привилегированности, ужесточение мер за неповиновение и пр.
- Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от тех задач, которые стоят перед обществом в ходе его развития, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Критерием разграничения функций государства служат объекты - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства. При этом функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа - в отличие от функций собственно государственных органов (Правительство, Государственная Дума, Прокуратура, Суд) функции государства выполняются всеми или многими органами.
§2 Классификация функций государства.
Классификация функций государства
Государств в мире много, у всех есть свои определенные задачи, а, следовательно, и функции, о взаимосвязи которых говорилось ранее. Для понимания и разделения всех функций принята общая классификация. Мы рассмотрим только общие критерии.
Функции государства различают:
- По направленности.
Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние, т.к. жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене.Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач, т.е. по управлению внутренней жизнью общества. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.
- Охрана форм собственности - функция, присущая всем государствам, т.к. они охраняют и защищают свой экономический фундамент. В обществах, где экономическая основа государства сосредотачивается в руках того или иного класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность направлена на охрану его собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.
- Охрана правопорядка (права и свободы) - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.
- Охрана природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к природе, а, следовательно, и к человеку, его здоровью. В связи с этим, сегодня одним из важнейших направлений государственной деятельности становится разрешение вопросов, связанных с экологией.
- Экономическая. Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней основывающиеся. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.
- Социальная - она тесно связана с экономической, многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.
- Развитие научно-технического прогресса. В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.
Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.
Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций:
- Взаимовыгодное сотрудничество с другими странами - это деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.
- Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экономических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни.
- Вопросы мира и войны. Современный уровень развития мирового общества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне местного самоуправления.
- Охрана форм собственности - функция, присущая всем государствам, т.к. они охраняют и защищают свой экономический фундамент. В обществах, где экономическая основа государства сосредотачивается в руках того или иного класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность направлена на охрану его собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.
- По продолжительности.
Все функции государства подразделяют так же на- Постоянные, т.е. функции, направленные на разрешение задач, в той или иной степени, всегда стоящих перед государством - экономические, социальные, охрана правопорядка и др.;
- Временные. В определённые периоды существования государства на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение. Такие функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, оборона нашей страны в период Великой Отечественной Войны (1941-1945), послевоенное восстановление.
Функции государства современной России
Развитие современной российской государственности на основе демократических принципов и принципов правового государства, ставит сегодня перед российским обществом задачи по
- Экономическому обеспечению развития цивилизованных рыночных отношений
- Развитию правовой основы свободы предпринимательства и свободы конкуренции
- Развитию социальной сферы
- Дальнейшая демократизация общества
В связи с этим, можно определить внутренние функции современного Российского государства как:
- Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка. Эта деятельность государства направлена на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь статьи 2 конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью";
- Экономическая. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, то есть посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.;
- Налогообложение. В современных экономических условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.;
- Социальная защита. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.;
- Экологическая. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.;
- Культурная. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр. Необходимо отметить важную роль культуры в формировании государственного, общесоциального, правового сознания общества, без высокого уровня которого, без осознания самим обществом своей ответственности за те процессы, которые происходят в нем, невозможны демократические преобразования.
В качестве основных внешних функций современного Российского государства можно отметить следующие:
- Оборона страны. Основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов;
- Поддержание мирового порядка. Это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в регулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов;
- Сотрудничество с другими государствами в различных сферах. Это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств и т.п.
§3 Формы и методы осуществления функций государства.
Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
Формы реализации функций государства
Формой осуществления функций государства называют деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Различают правовые и организационные формы осуществления функций государства.
В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.
Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, управленческую или правоприменительную и правоохранительную.
Правотворческая деятельность (компетенция законодательной власти) заключается в подготовке и издании нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?
От правоприменительной (управленческой) деятельности (компетенция исполнительной власти) зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на исполнительно-распорядительных органах управления - министерствах, ведомствах, комитетах и пр., возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера в различных областях общественной жизни.
Правоохранительная деятельность (компетенция судебной власти), представляет собой властную оперативную и правоприменительную деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
Организационные - охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства, и не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. К ним относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение. Включает в себя также, например, подготовительную работа по сбору, оформлению и изучению различной информации, касающейся проблем в общественной жизни страны, ознакомление с письмами и заявлениями граждан, обработку социологических данных и т. п.
Методы реализации функций государства
Под методами осуществления функций государства понимают совокупность способов и приемов, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:
- Метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.
- Метод убеждения. Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели Государство должно вести открытый диалог с Обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и какими путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия тех или иных Законов, и обеспечивая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие. Широкое применение этого метода должно способствовать развитию политического и общественного самосознания граждан, активной гражданской позиции, осознания ответственности как Государства перед Обществом, так и Общества перед Государством. Только в этом случае можно вести речь о формировании Правового Государства и Гражданского Общества.
- Метод принуждения. Заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права. Здесь необходимо отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Это значит, что государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, само должно руководствоваться Законом - именно этот принцип лежит в основе идеи правового государства.
- Метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и пр. принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях.
§4 Государственный механизм как система органов государства, обеспечивающих выполнение функций государства.
Механизм государства - это система взаимодействующих государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и осуществляются функции государства.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.
Структура механизма государства включает в себя такие основные элементы как:
- Государственный аппарат - часть механизма государства, представляющая совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Для него характерны следующие черты:
- Он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов;
- Он представляет собой систему государственных органов взаимосвязанных друг с другом. Условия доминирования одного государственного органа над другими рассматриваются как кризис государственной власти ;
- Целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;
- Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества для управления общественными процессами.
- Учреждения государства - государственные организации, не обладающие властными полномочиями, осуществляющие практическую деятельность по выполнению функций государства, реализуя на практике предписания властных органов в различных сферах - культура, здравоохранение, образование и пр. К ним относят учебные заведения и библиотеки, больницы и санатории, клуби другие воспитательные учреждения и пр.
- Предприятия государства, которые также не обладают властными полномочиями, учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности государства в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества (промышленность, сфера обслуживания и пр.)
- В механизме государства большая роль принадлежит правоохранительным органам, к которым относится ряд государственных органов, таких как (на примере Российской Федерации) Прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением действующих законов, Органы внутренних дел, осуществляющие охрану правопорядка.
Как уже отмечалось, работа государственных организаций, составляющих механизм государства, тесно взаимосвязана, и от качества этой взаимосвязи зависит эффективность решения поставленных перед обществом и государством задач. Так, принятые законодательной властью законы, реализуются органами исполнительной власти - Правительством, отраслевыми Министерствами (например, Министерством образования), путем принятия Постановлений, Приказов, Инструкций во исполнение нового Закона.
В свою очередь, Государственные учреждения (в нашем случае школы, ВУЗы), которые, как отмечалось, не обладая властными полномочиями, осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах (в нашем случае образования), получив необходимые разъяснения от соответствующего Министерства, строят свою работу на основании положений нового закона. И здесь, в ходе реального исполнения Закона, разъяснительных Постановлений, Инструкций и пр. возникает процесс обратного взаимодействия - применяя на практике положения вышеперечисленных документов, выясняется, на сколько эти положения эффективны, насколько четко разработан механизм их реализации, все ли нюансы существующего положения учтены и пр. В результате чего могут быть приняты дополнительные разъяснения и инструкции для более эффективного осуществления поставленной цели, а может быть даже приостановлено действие нормативного акта для его доработки с учетом выявленных недостатков.