Тема 4. Форма государства.
Под формой государства понимается его организационно-функциональная структура, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и её взаимодействием с обществом.
Форма государства находится в тесной взаимосвязи с конкретно-историческими условиями его возникновения и развития, а сущность и исторический тип государства оказывают на нее решающее влияние. В свою очередь, особенности конкретного типа государства определяются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская.
Вместе с тем, в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Так, в период феодальной раздробленности Руси существовала Новгородская республика - феодальное образование на северо-западе Руси в 1136-1478. Здесь, наряду с князем, советом бояр существенную роль в управлении играло народное вече. В частности именно по договору с вечем князь приглашался на княженье и мог быть смещен в случае нарушения договора.
Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Примером этого, может является развитие рыночной экономики в России конца ХХ века. Этот процесс потребовал нового подхода к понятию "собственность", изменению роли государства в этой сфере, изменений во взаимодействии местных и центральных органов власти, а, следовательно, и новых политических взаимоотношений и т.д. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Так скажем, все попытки насильственного насаждения демократии в странах Ближнего Востока без учета того, что традиционной формой правления здесь исконно являлась монархия в форме восточных деспотий, исторически имеющей другую экономическую основу, чем монархии Запада, не имеют успеха.
Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
В связи с вышеизложенным, можно отметить, что форма государства - это сложное общественное явление, характеризующее отношения между обществом и государством в процессе управления, представляющее способ организации политической власти.
Данное понятие объединяет ряд характеристик, определяющих:
- порядок формирования и осуществления государственной власти;
- степень участия общества в формировании органов власти;
- характер взаимодействие центральных и местных органов власти.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, рассматривающиеся во взаимосвязи три элементов: форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима.
Под формой правления понимается структура и правовое положение выс-ших органов государственной власти, порядок их образования и распределе-ние компетенции между ними. Главным определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства (выборный и сменяе-мый в республике, наследственный в монархических государствах).
Анализ формы государственного правления, дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государствен-ными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной государственной вла-стью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспе-чивать права и свободы гражданина.
В соответствии с указанными признаками принято выделять такие общие формы государственного правления как монархия и республика.
Необходимо отметить, что тип общества в значительной мере влияет на ха-рактер формы правления. Так, монархия представляется естественной фор-мой правления в обществах, экономически не связанных с обменом и вынуж-денных объединяться посредством централизованной государственной вла-сти. Республиканская форма правления, в свою очередь, характерна для об-ществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политиче-ски равными субъектами-собственниками.
Монархия
Монархия - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;
- монарх не избирается народом;
- может быть принудительно смещен с должности, за исключением случаев ре-волюции, переворота.
- юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феода-лизме она стала основной формой государственного правления. В буржуаз-ном же обществе сохранились лишь традиционные, и в основном формаль-ные черты монархического управления. Примером такого государства явля-ется Великобритания, в которой власть монарха считается лишь номиналь-ной. В Великобритании раньше всех европейских стран сформировалось буржуазное общество. Вследствие чего сохранилась монархическая форма правления, но демократические устои лишили монарха фактической власти.
В настоящее время монархическая форма правления существует в широком ряде государств.
Так в Европе это Бельгия; Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и северной Ирландии); Голландия; Дания; Испания; Люксембург; Норвегия; Швеция; микрогосударства - Андорра; Ватикан; Лихтенштейн; Монако.
В Азии - Бахрейн; Бруней; Бутан; Катар; Кувейт; Малайзия; Непал; Объединенные Арабские Эмираты; Оман; Саудовская Аравия; Таиланд; Япония.
В Африке - Лесото; Марокко; Свазиленд.
В Океании - Тонга, Фиджи, иные островные государства)
Монархиями являются также: Австралия; Канада; Новая Зеландия. Главой данных государств является монарх Великобритании.
Выделяют следующие виды монархии:
- абсолютная
- ограниченная (парламентарная), в рамках которой определяют дуалистическую и парламентарная монархии.
Абсолютная монархия - такая правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII вв, Франция до революции 1789 года.
В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).
Ограниченная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, например, парламентом - властной структурой, куда входят представители разных сословий. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом, и которую монарх не в праве изменить.
Как форма правления, ограниченная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Это было связано, прежде всего, с появлением буржуазии - новой политической и экономической силы, которая начинала представлять серьезную конкуренцию земельной аристократии. Усложняющаяся структура общества, появление новых социальных групп, растущие потребности государства в целом потребовали и изменений в системе власти, что выразилось в ведении представительных органов.
Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Различают два типа ограниченной монархии - дуалистическая и парламентарная, причем дуалистическая монархия рассматривается как переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правитель-ством, формируемым монархом, и парламентом. Власть монарха ограничена, но незначительно. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:
- монарх выполняет функции реального главы государства
- наличие, наряду с монархом, иных высших органов государственной власти - парламента и правительства;
- монархом назначаются члены всего парламента либо одной из его палат;
- монархом назначаются члены правительства, чем обусловлена ответственность правительства лично перед монархом;
Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает пре-имущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.
Дуалистические монархии были распространены в период буржуазно-демократических революций. В это время монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки. Так, подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918).
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и рели-гиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
- главой государства становится лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом
- власть монарха фактически является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписы-ваются монархом;
Примерами такой монархии можно сегодня считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.
Республика
Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существуют единоличный и коллегиальные органы государственной власти;
- глава государства и других органы государственной власти выбираются на определенный срок;
- государственная власть осуществляется по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- решения верховной государственной власти обязательны для исполнения на всех уровнях.
Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике, все государственные органы которой, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.
В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в средневековых городах, имевших право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.): греческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).
Выделяют следующие формы республиканского правления, где основным критерием различия является право формирования правительства:
- парламентская
- президентская
- смешанная (парламентско-президентсякая).
Парламентской республикой является разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике
- правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.
- Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
- Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.
Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает следующими полномочиями:
- обнародует законы, издает декреты,
- назначает главу правительства,
- является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- президент избирается народом или коллегией выборщиков и независим от парламента;
- президент возглавляет правительство;
- правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом;
- полномочия главы государства намного шире, чем в парламентарной республике;
- президент играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;
- президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.
Классической президентской республикой можно назвать Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
Смешанные республики, к которым наряду с другими государствами относится и Российская Федерация, сочетают в себе черты парламентской и президентской форм республиканского правления. Это выражается в том, что
- Главой государства является Президент
- Председатель Правительства является главой исполнительной власти. Его кандидатура назначается Президентом с согласия Государственной Думы.
- Правительство формируется Президентом и Парламентом и ответственно перед ними. Так, Парламент может выразить недоверие Правительству РФ, а Президент может принять решение об отставке Правительства РФ.
В странах Латинской Америки часто встречаются "суперпрезидентские республики". Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
Нетрадиционные республики - республики, не вписывающиеся в приведенную выше схему.
Примерами таких республик можно привести советские республики, народно-демократические республики, возникшие после второй мировой войны и очень близкие по своей сути к советским.
Отличительными чертами таких республик являлись:
- Главной политической силой общества являлась правящая коммунистическая партия, составляющая ядро политической системы и играющая руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;
- Совпадение вождя партии и главы государства в одном лице;
- Стремление вождя к пожизненному сохранению своих политических постов (в некоторых странах даже намечалась тенденция к наследственной передаче власти, например, в КНДР и СРР);
- Наделение главы государства диктаторскими полномочиями;
- Формальный характер выборов партийных и государственных органов;
- Повышенная ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;
- Отсутствие юридической ответственности главы государства и партии.
Такие республики предполагали функционирование тоталитарного политического режима.
Исторического опыт функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В этом случае власть была в состоянии, для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими - политическими - средствами, обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов. Поставленные целей успешно достигались, если власти действовали по принципу "результат любой ценой!". Этот тип правления оказывается малоэффективным, когда общество вынуждено развиваться интенсивно, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом "верху", органически присущая ему, исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько-нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей. При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра отступали на второй план действие таких, вообще говоря, существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и так далее.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
§3 Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
Принято выделять три основные вида форм государственного устройства:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
Унитарное государство
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство;
- на территории унитарного государства действует одна Конституция, единая система законодательства, единое гражданство;
- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) не обладают государственным суверенитетом;
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
Особой разновидностью унитарных государств считаются унитарные государства с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.
Примерами унитарных государств с автономиями являются Китай, имеющий в своем составе рад автономий - Тибет, Внутреннюю Монголию, Гонконг и другие; Испания - область Басков; Украина - Крымская автономная республика.
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это объясняется тем, что унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.
Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Например, в Российской Федерации субъекты формируются как по территориальному, так и по национальному принципу. По территориальному принципу сформированы различные области, например Амурская область, Камчатская область, Костромская область, Омская область, Тульская область. Центрами таких областей бывают города, с одноимённым названием Тула, Омск и т.п. Так же к формированию по такому признаку относятся города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). По национальному признаку в Российской Федерации сформированы некоторые республики (Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Тыва, Ингушская Республика и др.), а так же автономные округа (Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и др.).
Такое большое количество субъектов, различных по размерам включаемых территорий, числу населения, степени социальной и экономической развитости, природно-климатическим условиям и т.д. приводит к столкновению интересов различных регионов, сложности проведения общегосударственных преобразований, громоздкости властных структур. В связи с этим, сегодня обсуждается вопрос о сокращении числа субъектов Федерации, определении единого принципа их формирования, изменении границ субъектов, с целью равномерного распределения территорий и числа населения.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.
- Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантонов, земель, республик и т.д.
- Верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
- Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
- В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
- При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. (Совет Федераций в России)
- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией и уставом субъекта, принимаемый законодательным (представительным) органом этого субъекта. Статус субъекта РФ может быть изменён по взаимному согласию РФ и субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с конституцией РФ.
Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (политических, экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.
Примерами таких объединений можно считать военные союзы, такие как Антанта, Священный союз, НАТО, АСЕАН; экономические союзы: ЕЭС, ОПЕК.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза;
- право свободного выхода из конфедерации.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
В современном мире признаками конфедерации обладают Европейский Союз, Союз России и Белоруссии, в конфедерацию могут объединиться и другие бывшие республики СССР. Возобновились переговоры об объединении КНДР и Южной Корей в Демократическую конфедеративную республику Корё, предложение о создании которой было выдвинуто руководством КНДР еще в 1980 г.
§4 Формы государственного режима.
Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские), поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демокра
тизм форм и методов осуществления государственной власти.
Говорить об идеальных демократических формах государственного режима в реальной действительности сложно. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
Антидемократические режимы
Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:
- характер государственной власти определяется как соотношение государства и личности;
- антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;
- ему свойственно огосударвстление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);
- личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
- установлено главенство государства над правом, т.е. государство формирует право, защищающее интересы режима, что нарушает собственно права человека, его естественные права, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
- всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
- игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, отрицая принципы парламентаризма, что приводит к сильной централизации государственной власти, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой.
Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.
Режим демократической власти выражается том, что:
- режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества.;
- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях. Право участвовать в митингах, забастовках и т.п.;
- создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.: участие в выборах, референдумах и т.п.;
- в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия. Права человека гарантируются и защищаются государством, нарушение этих прав преследуется по закону;
- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства. Государство удовлетворяет потребности любых групп людей, независимо от их пола, положения, религии, сексуальной ориентации и т.д.;
- государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества. Все законы отражают права человека, надо только уметь ими пользоваться.
Заключение
Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), а так же особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.