Тема 6. Сущность, принципы и функции права.
§1 Понятие, определение и признаки права.
В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях.
Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, "право человека на жизнь", "право народов на самоопределение". Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, т.е. нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.
В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. "Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество" и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.
В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает "система права". Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.
Термин "право" употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов.
В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи, так или иначе, выражаются в его признаках.
Нормативность
Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Можно предположить, что норма права (правового поведения) возникает сама по себе, и права физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом ее действия, как бы навязываются им извне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что в нормативности выражается внутренняя потребность общества в утверждении таких норм-правил - они обеспечивают упорядоченность общественной жизни и общественных отношений, защищают статус автономной личности, ее прав и свободы поведения в рамках установленных общественных правил. Нормы права следует рассматривать как "инструмент", с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.
Формальная определенность
Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо письменных источниках. Нормы права, в отличие от моральных и этических, нравственных норм и норм обычаев, официально закрепляются в писаных законах, иных нормативных актах, что позволяет единообразно толковать их, и применять к конкретным общественным отношениям. На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.
Системность
Право представляет собой сложную внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в определнной иерархической связи. Система образована взаимосогласованными нормами права, которые регулируя конкретные вопросы в сфере общественных отношений ("норма количества рабочих часов в неделю"), складываются в институты права, "тематически" объединяющие в себе правовые нормы в определенной сфере общественных отношений ("Время труда и отдыха"). Правовые институты определенных сфер общественных отношений, в свою очередь, образуют отрасли права (Трудовое право), являющиеся совокупностью правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (Гражданское право, Уголовное право, Административное право, Трудовое право, Семейное право и пр.).
Интеллектуально - волевой характер права
Право - проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.
Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при "участии" сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
Государственного принуждения
Государственное принуждение - фактор, позволяющий четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность "будущего", которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.
Принуждение, в сочетании с убеждением, действуя как меры социального управления присущи всем видам регуляторов общественных отношений - мораль, обычаям, религиозным нормам. Это связано с тем, что и мораль, и обычаи, и религиозные нормы, и нормы права как регуляторы общественных отношений, устанавливают общеобязательные нормы, направленные на защиту общих интересов, общего блага, а, следовательно, требуют общего участия и подчинения. Именно поэтому убеждение и принуждение становятся государственными методами социального управления. Сочетание убеждения и принуждения в праве - важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Главная задача демократического правового государства состоит в установлении разумного их сочетания. Основным, главным методом руководства общества является убеждение осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. Знакомясь с содержанием нормы, граждане убеждаются в их целесообразности. К важным формам убеждения относятся также правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов.
Убеждать - склонять к определенной деятельности без силового давления. В правовой сфере осуществляется через позитивные юридические средства - субъективные права, законные интересы, льготы и пр. Убеждение основывается на доказательствах законности, необходимости, целесообразности, заинтересованности. Методами убеждения могут быть обсуждение законопроектов, разъяснительная работа, широкое освещение в СМИ деятельности государственных органов и пр.
Принуждать - склонять к определенной деятельности вопреки воле управляемых, посредством силового давления, ограничивая свободу выбора. В правовой сфере осуществляется через меры пресечения, наказания, ограничения и пр.
Принуждение имеет ряд особенностей. Во-первых, является второстепенным после убеждения методом воздействия. Во-вторых, является более жестким методом воздействия, как уже отмечалось, ограничивает свободу выбора, действия, путем установления конкретных санкций за нарушение предписанных правил. В-третьих, осуществляется в строго правовой форме, т.е. применение тех или иных санкций возможно только в той мере, которая определена нормой закона и с соблюдением процессуальных формальностей.
Установление оптимального соотношения мер убеждения и принуждения является главной целью законодателя.
Все сказанное позволяет определить Право, как систему общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; норм, которые издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.
Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
§2 Принципы права. Справедливость как один из принципов права.
Принципами права называют основные положения, идеи, выражающие сущность права как регулятора общественных отношений. Это объективные свойства права. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная обусловленность, зависимость от реальных жизненных условий.
Принципы права являются не результатом субъективного усмотрения законодателей или ученных, а органически присущие праву качества. Наука лишь выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не "придумывает", а "открывает" заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение, содержание и функционирование.
Общепринятым является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Для рассматриваемого вопроса наибольшее значение имеют основные (общие) принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения.
Принцип социальной справедливости
Понятие права и справедливости имеют один этимологический корень: "правое" и "праведное". С этих позиций правовое регулирование - это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни. Особенность юридической справедливости заключаются в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально - определенный характер, зачастую связанный с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер, который заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания. Все отрасли законодательства: гражданское, трудовое, жилищное, предпринимательское, природоохранительное, уголовное - призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения.
Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Равенство - более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве.
Единство прав и обязанностей, выражающихся в том, что предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом. Обязанность здесь выступает гарантом обеспечения права, т.к. любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность его соблюдать.
Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность. Рассматриваемый принцип отражает взаимоотношение общества и личности, это неотъемлемое качество законности, правосудия, уголовной и исправительно-трудовой политике государства. Правильно понимаемый гуманизм предполагает применение строгих мер наказания к тем, кто грубо нарушает закон. Реальным и действенным оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя защитить. Право, охраняя общественные отношения, как раз к этому стремиться. Неслучайно символом правосудия выступают щит и меч: щит защищает добро, а меч карает зло.
Функциями права называют основные направления воздействия права в упорядочении общественных отношений. С помощью понятия функции права можно познать значение права для общества, механизм действия, проследить развитие права и его функций в различные исторические периоды в развитии общества, что позволяет проследить динамику развития правовой мысли, изменение подхода общества к таким понятиям, как право, личность, справедливость, равноправие и др.
Основными функциями права принято выделять регулятивную и охранительную функции.
Регулятивная, имея первичное значение, проявляется в способности права воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, в регулировании общественных отношений государства и общества. Упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков, например, закрепление правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, обеспечения активного поведения тех или иных субъектов, например, возложение обязанности уплачивать налоги. Эту функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, предписания и пр.
Охранительная - заключается в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения. Право, предоставляя определенные права гражданам, одновременно призвано охранять их интересы, защищать, охранять предоставленные им права путем установления мер юридической защиты и юридической ответственности. Данная функция призвана обеспечивать регулятивную функцию права, т.к. охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс регулирования общественных связей.
В широком смысле, с точки зрения общесоциальной направленности права, можно выделить также гуманиститческую, воспитательную, идеологическую и другие функции.
Гуманистическая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты. Право устанавливает общие правила поведения в общественно значимых отношениях, исходит из идеи общего блага для общества.
Воспитательная, отражающаяся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов. Она отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на личность и общество, связана с формированием мотивов правомерного поведения и пр.
Идеологическая, в рамках которой право способствует формированию в обществе сознании представлений о необходимости и желательных принципах и правилах поведения.
В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д. Однако право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений и не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется именно ими - это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.
Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа. Оно имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, выступающими объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно - историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества.
На различных этапах исторического, экономического, социального развития общества определялись различные подходы в понимании права:
Естественно-правовая теория (XVII-XVIII вв., Гоббс, Локк, Радищев) объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право - это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения. Их никто человеку не дарует. Это прежде всего право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность - эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права. Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.
Историческая школа права (XVIII-XIX вв. Гуго, Савиньи,) объясняет возникновение права как стихийный исторический процесс. С этой точки зрения право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные на народы. В праве находит свое выражение народный дух, право при таком подходе представляется как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи. Так возникает обычное право.
Марксистская теория права (XIX-XX вв. Маркс, Энгельс, Ленин) основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права, прежде всего, с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксисткой теории считалось, что ''право - ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права''(Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.
Психологическая теория права (ХХ в. Л.Петражицкий) считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Например, если один человек дает другому в долг деньги, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть долг в оговоренный срок, а кредитор (лицо, дающее деньги) ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником, когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории являются правом, которое называется "интуитивным правом". Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.
Сегодня для понимания сущности права, т.е. того главного, что определяет его значимость, не достаточно выделять классовый и социальный подходы, где классовый подход определяет право как систему юридических норм, выражающих волю экономически господствующего класса, возведенную в закон, а социальный - рассматривает право как средство закрепления и обеспечения прав человека, не зависимо от его социальной принадлежности, средство обеспечения организованности, упорядоченности, стабильности и развития социальных связей. Вместе с тем, именно рассмотрение права с точки зрения социального подхода способствовало развитию новых подходов в оценке права как социального явления. Прежде всего, общесоциальная сущность права конкретизируется в понимании права как меры свободы - свободы выбора в рамках установленных норм. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.
Кроме того, особую значимость приобретает понимание права как совокупность трех его элементов: естественное, позитивное и субъективное право.
Основой права в юридическом смысле является естественное для социальной природы человека право - его основные права и свободы от рождения. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку - свободным в своем выборе поведения, обусловленном сложившимися в обществе нормами духовности, культуры, нравственности, морали, равным в осуществлении своих возможностей. Государство, как общественное явление, по своей сути призвано охранять естественные права людей, законодательно закрепляя их: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ). Таким образом, глубинная сущность права в целом основана на прирожденных и неотчуждаемых правах человека - его естественном праве.
Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного (объективного) права. В отличие от естественного права, вытекающего из природы самого человека, позитивным правом признается право, выраженное в законах, официально установленных и защищаемых государством. Например, естественное право на свободный труд, осуществляется через позитивное (объективное) право, законодательно закрепленное государством нормами Трудового кодекса РФ. Отождествляясь с законом в целом, объективное право обращено ко многим субъектам права, т.е. не зависит от воли и сознания конкретного лица.
В свою очередь, субъективное право связано с конкретным лицом, воспользовавшимся объективно предоставленным ему правом. Субъективное право определяют как меру юридически возможного поведения конкретного лица. Продолжая пример, всем предоставлено право трудиться, но до тех пор, пока Вы реально не воспользуетесь предоставленным Вам правом, заключив трудовой договор, т.е. не станете субъектом трудовых отношений, то это право останется предоставленным Вам вообще, т.е. объективно.
Отсутствие хотя бы одного элемента деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведение людей. Смысл социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получали официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права.
Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное право, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведение естественного права в закон.