Демократия: государство и общество




Педагог-консультант:
Михайлова
Ирина Константиновна
 you_people@mail.ru 









Тема 7. Личность, право, общество, государство. Правовое государство.

§1 Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Понятие статуса личности
Многообразные связи общества и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе.

В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Например, тот факт, что человек является подростком 15-лет определяет его социальный статус. Право же, закрепляя это положение и вводя его в законодательные рамки, определяет, что он имеет паспорт, обязан учиться, частично дееспособен, т.е. может, например, распоряжаться своей собственностью с согласия родителей или попечителей, может нести гражданскую, административную и уголовную ответственность. Таким образом, социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

В догосударственном обществе был определенный статус индивида, , но он не был правовым, поскольку еще не было права. Такое неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей частью в дальнейшем и стал правовой статус. Последний, как уже отмечалось, представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством - праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.

Понятия "правовой статус" и " правовое положение" личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности используется то или другое выражение. Слово "статус" в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Указанные термины совпадают, это слова-синонимы. Подобно тому, например, как "норма" и "правило" определяются обычно друг через друга, "статус" и "положение" также взаимозаменяемы.

Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, степень участия в государственных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других факторов.

Правовой статус, являясь частью, элементом общества, объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Так, в разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно проследить, как постепенно меняется правовой статус крестьянина в Древней Греции: с введением имущественного ценза законодательством Солона, политические права и привилегии граждан уже не зависят от принадлежности к роду, а определяются размером частной собственности. Поэтому даже самые мелкие землевладельцы получают право участвовать в выборах в демократический совет и суд присяжных. Одновременно с этим возрастают их обязанности, например, в создании народного ополчения.

Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Так, с введением Советской власти, ликвидацией частной собственности и классовым подходом к жизни общества и государства политических (участие в выборах) и социальных прав (получение продовольственных пайков, ограничение в получении образования) лишаются граждане, не принадлежавшие к "трудящимся", т.е. рабочим и крестьянам.

Для современной России понятие "правовой статус", означает не только собственно "юридическое закрепление" статуса социального, но и изменение принципиального подхода к таким понятиям как "личность", "государство", "право", "свобода", и пр. Понимание того, что "демократия" - это не просто устройство политической власти, провозглашение демократических принципов, но, прежде всего взаимная ответственность личности, общества и государства.

Подобная переоценка ценностей, ломка сложившихся устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни в целом не могли не сказаться как на состоянии общества в целом, так и на положении отдельной личности. Социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, угроза экологических и технологических катастроф, шоковые методы проведения реформ 90-х годов ХХ века, привели к существенной дестабилизации правового статуса личности, проявившейся в неустойчивости и слабой социально-правовой защищенности, неспособности государственных властных структур эффективно защитить интересы гражданина, его права и свободы.

В последующие годы в ходе начавшейся стабилизации положения в политической и социально-экономической сферах происходят позитивные изменения во взаимоотношениях государства, общества и личности.

Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области.

Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; когда главенствующая роль государства в этих отношениях уступает место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами взаимной ответственности.

В-третьих, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности.

В-четвертых, меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость.

В-пятых, сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип "не запрещенное законом дозволено", усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.

Практическое значение проблемы правового статуса состоит в том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество реформируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения. Реформа освящается законами, иначе она идти не может. И оттого, как это делается, зависит, с одной стороны, успех провозглашенного курса, а с другой - прочность и незыблемость правового статуса субъектов данного процесса, их активность или пассивность.

Итак, правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, в противном случае, он может неправильно понимать или присваивать себе какой-либо статус и неверно ориентировать свое поведение.

Еще более вредно и недопустимо наделение должностных лиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что нарушает их официальный статус, свидетельствует о правовом нигилизме. Кроме того, статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности, прав личности.

Виды правового статуса
Виды правового статуса различают:

  • общий, или конституционный, статус гражданина;
  • специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;
  • индивидуальный статус;
  • статус физических и юридических лиц;
  • статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
  • статус российских граждан, находящихся за рубежом;
  • отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;
  • профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
  • статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны - право на жизнь, на труд, образование, получение медицинского обслуживания, на защиту собственности и пр. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Так, согласно конституционному статусу все граждане имеют право получать образование, но только студенты имеют право получать стипендию, а по окончании обучения получить диплом.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица: пол - лица мужского пола, согласно российскому законодательству, обязаны нести военную службу; возраст - с совершеннолетием наступает полная дееспособность, т.е. возможность в полном объеме осуществлять свои права и исполнять обязанности. Так возникает право избирать и быть избранным, нести гражданскую, административную и уголовную ответственность, право распоряжаться своим имуществом, право вступить в брак, прекращаются алиментные обязательства в отношении данного лица; семейное положение, и иные характеристики. Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

§2 Обязанности, права и свободы личности.

Личные права и свободы
Личные (гражданские) права призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.

Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантированность возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности.

На различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав и свобод индивида.

Это означает, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее ущемления, в том числе и со стороны государства - защита прав собственности, неприкосновенность жилища, недопустимость вмешательства в частную жизнь и пр. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека. Такая позиция, распространенная во второй половине XX в., нашла выражение в частности, в решениях Европейского союза по правам человека.

К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на жизнь и достоинство личности; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные обряды или осуществлять атеистическую пропаганду); свободу выбора национальности и выбора языка общения.

По существу, этот блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности. Выражая гуманистические принципы всякого демократически организованного общества. Поскольку личные права и свободы выступают в качестве эффективных инструментов самозащиты человека от давления и вмешательства извне в его частную жизнь и внутренний мир, в их развитии и укреплении объективно заинтересовано все общество.

Политические права и свободы
Политические права и свободы - важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.

Выступая в качестве средства контроля над властью, оценочного критерия демократического режима, политические права и свободы - неотъемлемый атрибут цивилизованного общества.

Политические права и свободы направлены на проявление человека в качестве активного участника политического процесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом и государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного участника политического процесса.

Следует особо подчеркнуть, что политические права обычно признаются лишь за гражданами, т. е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. В отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путём их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

Не случайно гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого основного политического права является целый ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдумах, право на равный доступ к публичным функциям и должностям, а также на участие в отправлении правосудия.

Отсюда вполне справедлив вывод о том, что право на участие в управлении государственными и общественными делами является не только основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина.

Социально-экономические права и свободы, права и свободы в области культуры
Социально-экономические (наряду с культурными) права касаются подержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами менее развиты.

В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются: распространенность на определенную социально-экономическую область жизни человека; допустимость рекомендательных, "нестрогих" формулировок положений.

Обязанность государств в сфере защиты социально- экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Каждое государство несёт ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа, которое оно может осуществить путем совершенствования законодательной базы; установления экономических стимулов, например, льготы по налогам; обеспечение равных возможностей в самореализации личности, например, доступность образования.

К социально-экономическим правам относятся: право на собственность, предпринимательскую деятельность, жилище, равноправие полов и т. д., а к правам в области культуры относят право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, образование, свободу творчества и т. д.

Обязанности граждан
Реализация прав и свобод гражданами невозможна без исполнения ими своих обязанностей. Государство, предоставляя своим гражданам максимальный объем прав, в том числе политических и социально-экономических, требует от них и определенных обязательств. Человек, в свою очередь, должен осознавать, что чем шире объем предоставляемых ему прав и свобод, тем более возрастает его ответственность как гражданина за свой выбор, действия и т.д. Именно ответственность лежит в основе обязанностей личности, понимание того, что государство сможет наилучшим образом обеспечить провозглашенные права и свободы, только тогда, когда оно само будет достаточно сильным, а это возможно лишь в том случае, если граждане осознанно будут нести ряд обязанностей, к которым в первую очередь относятся:

  1. Обязанность соблюдать законы страны. Эта норма как самостоятельная в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории. Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся пустыми декларациями.

  2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Содержанием ее является необходимость финансирования деятельности государства. Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна. Оборона государства, армия, органы охраны правопорядка, суды, государственное образовательное и медицинское обслуживание и пр. - эти области общественной жизни не могут находиться в частных руках, следовательно, должны обеспечиваться государством, т.е. посредством тех денежных средств - налогов, которые МЫ соберем для обеспечения государством наших ОБЩИХ интересов.

  3. Обязанность по охране природы и окружающей среды. Природа и окружающая среда - сфера обитания человека. Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встанет вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым - вопрос выживания человечества и каждого отдельного человека.

  4. Обязанность защиты Отечества и несение военной службы. Защита Отечества - это долг каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает в экстремальной ситуации - в случае вооруженной агрессии. В России обязанность несения военной службы касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы. Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе. По мотивам противоречия воинской службы убеждениям и вере она может быть заменена альтернативной гражданской службой.

  5. Обязанность получить основное общее образование. В Российской Федерации оно установлено в объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения образования.

  6. Обязанность по сохранению исторического и культурного наследия. Смысл этой нормы состоит в осознании человеком себя как личности, а формирование качеств личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который в свою очередь является результатом исторического процесса. Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.

Исходя из анализа вышеперечисленных обязанностей видно, что они защищают не только интересы государства, но и всего общества в целом и его отдельных индивидов.

§3 Правовое государство.

Понятие правового государства
Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. В конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например, Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла свое закрепление эта идея и в Конституции РФ, в ст. 1 которой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И. Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескье и другие ученые XVIII в., которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское, бюрократическое государство того времени, душившее свободу.

Если выделить главный принцип правового государства, то необходимо признать, что это - такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобода. Не человек существует для государства, а государство существует для человека. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества, являющегося воплощением свободы человека и справедливости. Гражданское общество - это не простая совокупность граждан; это общество, в котором граждане могут свободно реализовывать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц. Гражданское общество в состоянии не допустить узурпации власти, т.е. сосредоточения в руках одного лица или группы лиц неограниченной власти, оно может противостоять ей. В развитом гражданском обществе отсутствует закрепощение всех видов: и экономическое, и политическое, и духовное. Поэтому нельзя сводить его, как это нередко делается, лишь к необходимости политической свободы (свободные выборы, свобода слова, печати, митингов, шествий и демонстраций и т.п.). Гражданское общество немыслимо также без свободы экономической, поэтому предполагает наличие правового института частной собственности. В нем имеется некоторая степень независимости человека от государства, возможность "получать свой хлеб" не от государства. Отсюда, экономической основой гражданского общества является частная собственность (без которой экономическая свобода немыслима) и рыночная экономика.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое является формой организации гражданского общества. В правовом государстве гражданам гарантируется свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права.

Признаки правового государства

  1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право должно быть поставлено в привилегированное положение, исключающее всякую возможность кому бы то ни было его обойти и ему не подчиниться. В нем предполагается связанность государства в целом, и особенно исполнительной власти, правом. При этом под правом понимается нечто большее, чем просто система норм, установленных государством. В концепции правового государства понятия "право" и "закон" различаются. Она основана на признании естественного права как совокупности прав и свобод, принадлежащих каждому человеку от рождения (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и др.). Поэтому "закон" как нормативно-правовой акт, принятый законодательной властью (позитивное право), не должен противоречить общему правовому порядку, основанному на "естественном праве". Другими словами, государственные законы должны быть гуманными, справедливыми, демократическими. Следовательно, законы могут быть правовыми (соответствующими "естественному праву") и не правовыми, т.е. не соответствующими ему, попирающими естественные права и свободы человека. Поэтому во втором пункте речь идет только о правовых законах.

  2. Верховенство закона (правового), означающее, что среди всех нормативно-правовых актов, принятых различными государственными органами, закон обладает высшей юридической силой, остальные акты не должны ему противоречить. Закон должен служить преградой на пути произвола, своеволия и вседозволенности. В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть, что государство, обеспечивая "право" в форме закона, должно признавать верховенство "права" в более широком, "естественном" смысле. Именно в этой взаимосвязи будет обеспечен первый принцип.

  3. Разделение властей, под которым подразумевается распределение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной (принимает законы), исполнительной (организует их исполнение) и судебной (рассматривает дела, возникающие из конфликтов, носящих правовой характер). При этом действует так называемая система сдержек и противовесов, означающая, что эти ветви власти могут взаимно влиять друг на друга, препятствуя узурпации власти. Например, парламент может досрочно отрешить от должности президента (импичмент) в случае нарушения им конституции, а президент имеет право не подписать закон, принятый парламентом (отлагательное вето). А конституционный суд вправе признать недействительным все антиконституционные акты (и парламента, и президента, и правительства).

  4. Важнейшим признаком правового государства является реальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве. Это обеспечивается закрепленными на государственном уровне принципами правосудия: отправление правосудия только судом, независимость судей, законность, равенство всех перед законом и судом, принцип состязательности и равноправия сторон, гласность.

  5. Взаимная ответственность гражданина и государства, которая предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершенное правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод.

Правовое государство, в отличие от тоталитарного, не поглощает собой общество. Оно отказывается от полного контроля за сферами общественной жизни (имущественных, семейных, нравственных отношений), не вмешивается в частную жизнь граждан.

Таким образом, правовое государство - это государство, в котором создаются условия для полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Это форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права; это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

§4 Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Понятие гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина
Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, как основной принцип правового государства - это совокупность условий и способов, позволяющих реализовывать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.

Важным здесь является тот факт, что ГАРАНТИИ соблюдения прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве предоставлены и обеспечены самим Государством. Это, с одной стороны, способ ограничения Властью своей власти, с другой стороны, возможность гражданина и общества контролировать Власть, ограничивать возможный произвол с Ее стороны. Это также повышает ответственность самого гражданина и общества, как перед государством, так и перед собой, влияет на политическую и социальную активность и сознательность человека и гражданина.

Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

В юридической литературе много внимания уделяется классификации гарантий прав личности. Гарантии связывают воедино и правовое, и фактическое положения человека в гражданском обществе, служат выражением социальной свободы, ответственности и активности граждан. Справедливо утверждение, что политические, экономические, духовные предпосылки и условия сами по себе не служат основанием для реализации прав и свобод личности. Собственно гарантиями они становятся лишь через юридическую форму и организационные условия государства и общества.

Виды гарантий
С точки зрения общей системы, гарантии прав человека и гражданина, рассматривают как: общие и юридические.

Общие включают в себя экономические (материальные), социальные, идеологические, политические и пр. гарантии.

Так, Конституцией РФ всем гражданам предоставлено право на труд, и оно защищено Государством в рамках общих гарантий, выраженных

  • в обеспечении законодательной базы - Трудовой Кодекс РФ, Законы и пр.,
  • в возможности получения профессионального образования,
  • в экономическом стимулировании создания рабочих мест,
  • в возможности найти работу или переобучиться через Службу занятости населения и пр.

В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения.

Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на

  • Политические гарантии - это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.
  • Материальные гарантии - это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем
  • Духовные гарантии - система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основанного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту своих прав, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.

Так, возвращаясь к примеру, юридические гарантии, обеспечивающие право на труд, объединяют в себе:

  • общее законодательство для всех форм собственности,
  • возможность защитить свое право в суде,
  • штрафные санкции для работодателя, в случае нарушения им норм права
  • все виды контроля и пр.

Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации, включающие:

  • собственно права и свободы, их конкретизация в текущем законодательстве;
  • юридические факты, с которым связывается их обладание и непосредственное пользование;
  • процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

И гарантии охраны:

  • конституционный контроль и надзор;
  • меры защиты меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора;
  • средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.
Hosted by uCoz