Тема 8. Правосознание и правовая культура.
§1 Понятие правосознания. Правосознание в системе общественного сознания, взаимосвязь с политической, экономической, нравственной, религиозной и иными формами сознания.
Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие, а, следовательно, проблема сознания-это изучение характера и направленности деятельности человека, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность. Какие бы вопросы ни исследовала юридическая наука, в конечном итоге цель этого изучения в раскрытии сущности поведения, деятельности индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. Причем из всей совокупности общественных отношении юридическая наука обращает внимание, прежде всего на сферу государственно-правовых отношений, изучая структуру сознания и поведения людей именно в этой области. Проблема правосознания как субъективного фактора, определяющего деятельность людей в государственно-правовой сфере, дает ключ к пониманию характера этих общественных отношений и деятельности людей.
Сознание человека, отражая объективные потребности общественного развития, является предпосылкой и регулятором поведения человека. Роль сознания в регуляции поведения человека следует понимать широко: речь идет не только о регуляции поведения отдельно взятой личности; регулятивная роль сознания - это его воздействие на всю социальную систему, в пределах которой складываются определенные общественные отношения. Сознание как высшая форма отражения общественного бытия придает целенаправленный характер человеческой деятельности, позволяет предвидеть ее результаты, планировать поведение в целях достижения поставленных задач. Поэтому изучение деятельности, отношений, поведения людей - это в то же время изучение уровня и состояния сознания.
Сознание позволяет человеку ставить перед собой определенные цели, выделять себя из внешнего мира, определять свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира.
Любое общество-это взаимодействие индивидов, их больших и малых групп, в процессе которого сталкиваются различные интересы, установки, различная направленность целей и воль. Ни одно общество не могло бы существовать, если бы оно не регулировало поведение индивидов в соответствии с определенными, объективно складывающимися потребностями. Регулирование социального поведения индивидов, необходимое во всех сферах их жизни и деятельности, невозможно без системы норм и институтов, установленных в обществе.
Нормы и ценности образуют социо-нормативную культуру, которая является средством организации общественной жизни и выступает одним из важных элементов человеческой культуры.
Создание системы норм и ценностей - необходимое условие существования общества. Путь от поступка, суждения о конкретном факте к формированию нормы очень длителен и сложен. Общественное сознание из множества повторяющихся поступков и действий отбирает те, которые отражают социально значимые тенденции, потребности социальной группы, общества в целом. В результате такого отбора создается модель поведения, которая с необходимостью должна осуществляться в том или ином обществе, группе, формируется система норм и ценностей как указатель должного поведения члена той или иной социальной общности.
Результатом успешного усвоения норм поведения является внутренний контроль, когда человек настолько глубоко усвоил бытующие нормы морали, поведения, что, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество. Нормально социализированный человек при совершении им поступка, который не соответствует его внутренним критериям, испытывает недовольство собой. Процесс социализации личности включает воспитание социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что, в конечном счете, обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека.
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом. Правосознание является отражением правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установок в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание - это знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание - не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства. Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей настроений, относящихся к праву. Оно включает в себя и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством, обществом в целом.
С другой стороны, правосознание - это та духовная атмосфера, в которой происходит реализация права, и чем выше в правосознании степень признания, той или иной, установленной правовой нормы, тем эффективнее эта нома реализуется. Это связано с тем, что в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, присутствующей в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме. Совпадение или несовпадение этих ценностей и определяет, в конечном счете, действенность права.
Будучи в определенном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества.
Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности.
Поэтому каждое государство стремиться влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве.
Правосознание, как уже говорилось, является одной из сторон сознания в целом, но его характерной чертой является тот факт, что правосознание общности, в широком смысле, объединяет в себе, как бы два начала правосознания:
Первое исходит от, собственно, общества, являющегося носителем традиции восприятия права. Традиции, в которой отражены особенности развития общества, его национальные и религиозные обычаи.
Второе исходит от государства, которое является носителем права в строгом смысле. Т.К. право является результатом деятельности государства - категории, появляющейся в условиях объективной необходимости в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его лидеры, то в условия государства - это полиция, армия.
Уровень правовой культуры, степень правовой стабильности общества зависят от взаимодействия этих составляющих, от их взаимного влияния друг на друга.
Общество может уважать право, быть законопослушным и отождествлять себя с существующим правом в том случае, если, в свою очередь, право в достаточной степени отражает и защищает интересы своего общества. Такое взаимодействие двух начал позволит развиваться обществу в правовое государство эволюционным путем, без революционных потрясений.
§2 Структура правосознания: правовая психология и правовая идеология. Виды. Уровень правосознания общества, знание, уважение к праву. Правовой нигилизм.
Структура правосознания
В структуре правового сознания воплощено единство правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология - это систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели.
Таким образом, речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы. В разработке правовых идей, теоретических проблем права, правового регулирования специалисты опираются на накопленные знания, обобщают опыт правовой жизни общества, учитывают возможные последствия структурных изменений в системе правовых органов, в их функционировании при определенных условиях в социально-политической, экономической и культурной жизни общества. В формировании правовой идеологии специалисты используют материалы конкретных социологических исследований, данные о состоянии экономики, учитывают общественное мнение, настроение отдельных социальных групп и прочие социальные показания.
Правовая идеология, как элемент правосознания, взаимодействует с правовой психологией, которая охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей. В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим обыденным сознанием, здравым смыслом. Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой жизни общества. Правовая психология является правосознанием практическим, основанным на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.
И здесь снова следует подчеркнуть то, что правовая идеология и правовая психология, находясь в постоянном взаимодействии, не просто являются структурными составляющими правосознания, а представляют собой взаимосвязь двух начал - государства и общества. Причем, правовая идеология является "вторичной" по отношению в правовой психологии, т.к. или отражает тенденции развития общества, или оценивает уже сложившиеся общественные отношения, учитывает интересы и настроения классов, социальных групп.
Мы уже отмечали, что общественные науки, в изучении любого вопроса, в конечном счете, обращены к сущности человека, к его личностному восприятию, и юридическая наука не является исключением.
Основателем психологической школы права является правовед, социолог, профессор юридического факультета Петербургского университета - Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Ему принадлежит теория разделения права на "официальное" и "интуитивное". Первое - санкционировано государством, оно отстает в своем изменении от изменения духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе - свободно меняется в соответствии с социокультурным развитием, его содержанием индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом и пр. Л.И. Петражицкий исходил из того, что само право - часть характера человека, его переживаний, что эмоции лежат в основе поведения человека, и социология, на его взгляд, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной и правовой жизни, тогда как право только отражает его. Заслугой представителей психологической школы права было стремление привлечь внимание к правовым переживаниям, эмоциям человека.
Чувство уважения к праву, закону как часть содержания правосознания граждан является основой правовой стабильности общества, которая основывается не только на формальном знании гражданами своих прав, но и чувстве твердой веры в гарантии и обеспечение прав человека. При этом у самих граждан должно быть сознание и чувство меры, границ пользования своими правами и в то же время уважение к чужому праву. Особенно это актуально для обществ, руководствующихся принципами демократии, когда большая ответственность возлагается на личность каждого, его сознания, общий культурный уровень. К примеру, в современной России принцип свободы слова, в личностном преломлении часто понимается как вседозволенность не ограниченная принципами морали, нравственности, такими категориями как порядочно - не порядочно, позволительно - не позволительно.
Здесь следует упомянуть о такой особой стороне правовой действительности как правовая культура. Состояние правосознания в обществе, т.е. степень знания и понимания права, осознание необходимости строго выполнять требования законности, уровень развития чувства права - это критерии, характеризующие правовую культуру. Особое значение имеет правовая культура личности, которая тесно связана с ее правосознанием - это позитивные взгляды, оценки, мотивы, установки, лежащие в основе правомерного поведения. Отношение к правовой жизни в значительной степени зависят от оценки личностью прав свобод, обязанностей, предполагающих сопоставление правовых норм с собственными потребностями, интересами, мотивами, целью и социальной установкой. В соответствии с ними личность либо сознательно согласует поведение с установленными правовыми нормами, либо совершает внешне правомерные действия, которые не опираются на внутреннюю мотивацию, либо отклоняется от установленных норм. Таким образом, понятие правовой культуры выходит за рамки собственно права и является неотъемлемой частью культуры общества в целом.
Роль правовой психологии и правовой идеологии
Психологическая сторона правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношение к тем или иным правовым изменениям. Массу примеров для подтверждения вышесказанного дают, нам правовые отношения стран Востока, где основой права является религия, прочно закрепившая представления общества о праве, правовом статусе представителей различных социальных групп, положении женщины и т.д. И самым важным на наш взгляд, является тот факт, что человек в своем сознании, в своем мировоззрении ощущает себя носителем именно этих прав, и именно этих правовых отношений.
Не следует забывать, что правая идеология и правовая психология всегда отражают определенный конкретно-исторический характер общественных отношений, и, говоря о правовой идеологии необходимо говорить и об очень близком понятии - политической идеологии государства. Обладание властью требует ее легитимности, в том числе и в духовной сфере. Выполняя эту задачу, идеология приспосабливает теорию, "подгоняя" ее к непосредственным нуждам государственных интересов, и превращает ее в орудие идеологической обработки массового сознания. Особенно наглядно подмена правовой идеологии - политической отражена в истории тоталитарных режимов.
Мы уже говорили о влиянии, безусловном влиянии, правовой психологии в формировании правового сознания и права в целом. Правовая идеология играет так же немаловажную роль. Экономическое и политическое развитие общества, с одной стороны, формирует соответствующие правовые отношения, а с другой - невозможно без них, и правовая идеология, в данном случае, является двигателем прогрессивного развития общества, т.к. правовая психология, как часть психологии в целом, является наиболее консервативным и устойчивым элементом общественного сознания. Так, сегодня мы можем наблюдать жизнь обществ в своем развитии остановившихся на уровне первобытно-общинного строя, несмотря на то, что эти общества территориально граничат с районами, далеко ушедшими по пути цивилизации. Такое соседство должно было бы оказать влияние и подтолкнуть к развитию экономические, политические и общественные отношения, но этого не происходит, т.к. в их основе лежит консерватизм правовой психологии с ее традициями и вековыми устоями.
Как мы видим, правовая психология и правовая идеология находятся в решающем взаимодействии, и для гармоничного развития правовых отношений общества должны "работать синхронно", т.к. "перевес" одного из начал правового сознания влечет за собой негативные последствия для общества в целом. Так, Россия, к середине XIX века имела все условия для того, чтобы развиваться как индустриальная держава, что поддерживалось и общественным правосознанием, т.е., по системе Л.И.Петражицкого, правовой психологией. Однако серьезным препятствием на пути этого развития стояло право, утверждавшее положения крепостного права, которое государство, как носитель правовой идеологии, не решалось отменить, т.к. это потребовало бы создания новой правовой базы, отражающей новые общественный отношения.
Примером другого "перевеса", когда право, поддерживаемое правовой идеологией, "бежит впереди" правовой психологии, может служить, объявленная в СССР программа 1985 г о борьбе с пьянством. Она заранее не имела успеха, т.к. искусственно насаждалась императивными нормами, пытаясь изменить общественное сознание.
Правовой нигилизм
Такие "перекосы" во взаимодействии правовой идеологии и правовой психологии, являются одной из причин рождения такой формы социального поведения и мироощущения, как правовой нигилизм. Правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его, как отмечает Н.И. Матузов - в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Одним из ключевых моментов здесь выступает высокомерно-принебрежительное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, основополагающей идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.
В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И.Герцен отмечал, что "правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство".
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах - теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае, происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в преступную клику. Вот почему, становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы.
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами.
В реальной действительности достаточно сильны традиции правового нигилизма, усугубляемые и поддерживаемые в современных переходных условиях целым рядом негативных факторов. В числе этих факторов: недостатки проводимых социально - экономических преобразований, незавершённость правовой реформы, неэффективная работа всего аппарата государственной власти, массовое и повсеместное нарушение законодательства, бездействие механизма правозащитной деятельности, особенно в сфере прав и свобод человека и гражданина, неспособность государства справиться с бурно растущей преступностью и т. д.
Отсутствует налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности. Такая систематическая юридически воспитательная работа тем более необходима, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все ещё широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.
В целом преодоление правового нигилизма возможно лишь в общем русле успешного развития процесса преобразований в стране и практической реализации идей и ценностей современной правовой культуры.
Роль правосознания
Таким образом, правосознание во взаимодействии правовой идеологии и правовой психологии играет ведущую роль в правообразовании, как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений об общественных отношениях. Правосознание дает единственно возможный для развития права "строительный материал" в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса - физических и юридических лиц.
Не менее значима роль правосознания в реализации права:
- правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст, для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний;
- правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм государственными структурами.
Выделяют различные уровни правосознания, в их числе:
Обыденное правосознание - это отношение к праву, его оценки на уровне стереотипов, штампов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах, иногда толпе. Это, например, представления, что сила закона в его жестокости, что если рубить руки ворам, то исчезнет воровство, что самосуд - расстрел на месте - единственный способ справиться с бандитизмом, что законы либеральны и потому существует преступность и т.п. Аналогичные мнения и эмоции характеризуют обыденное правосознание.
К обыденному уровню правосознания можно отнести, например, такие высказывания некоторых российских журналистов: "принимает Госдума тысячи законов, но читать их и понимать невозможно". В этом случае, свой уровень правосознания и просто образования журналист выдает за всеобщий и, с помощью средств массовой информации, внедряет его в обыденное правосознание.
Профессиональный уровень - это правосознание, прежде всего, юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и государственных работников). Социологические исследования выявляют совершенно отчетливо представления юристов в целом, их структур об эффективности права, и его недостатках, о том, что надо делать с правовой системой государства. Иногда профессиональное правосознание пытается за счет критики действующего законодательства объяснить недостатки в работе юридических учреждений, списать эти недостатки (рост преступности, числа имущественных споров и другие) насчет якобы несовершенного законодательства.
Профессиональное правосознание в России формирует и весьма обоснованные предложения, вытекающие из знания обстановки в сфере компетенции Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Конституционного Суда.
Научное правосознание опирается на изучение состояния действующей правовой системы, необходимых перемен, социальных законов и ожиданий в правовой сфере. Научное правосознание характеризует идеологический пласт и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук.
Разумеется, к научному правосознанию относится весь спектр проблем правового развития человечества, в том числе гипотезы об "отмирании" права, о правовом нигилизме, представлении о законе как воле государства и т.д.
Мощным и весьма древним течением в правосознании являются религиозные влияния на правовые взгляды, правовые чувства. Там и тогда, где и когда право приобретает религиозные формы (например, каноническое право), роль религиозных идей и чувств становится решающей.
Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Например, члены движения "зелёных" (экологические движения) имеют свою систему правовых взглядов, оказывающих формирующее влияние на индивидуальное правосознание. Иными словами, индивидуальное и групповое правосознание не отделены друг от друга китайской стеной, взаимосвязаны и переплетены. Но, тем не менее, на теоретическом уровне чётко выделяется индивидуальное правосознание.
Каналы формирования индивидуального правосознания самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о праве, которыми делится сосед, это и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления, идущие из глубины веков.
Индивидуальное правосознание гражданина имеет широкий диапазон: от конформизма до нонконформизма, т.е. от приспособленчества, законопослушания до протеста, отрицания действующего законодательства, до надежды на правовые перемены. Но в целом индивидуальное правосознание - это фактор формирования активности личности, предпринимательства, стимулирования использования прав, свобод и исполнения обязанностей.
Индивидуальное правосознание должностного лица, казалось бы, должно быть всегда ориентировано на исполнение закона, на активное продвижение правовых требований в жизнь. Но, увы, как же широко среди должностных лиц (многих чиновников) распространены эмоциональные представления о законе, который, по их мнению, что столб: свалить нельзя, а обойти можно. Этому способствовала и многолетняя практика высших структур российского общества. Например, длительное время в правосознание советского чиновника внедрялось "ленинское" положение о том, что "обойти декрет нельзя, за одно предложение об этом отдают под суд". Эта фраза из записки Ленина в 1919 году одному из своих сотрудников цитировалась бесконечное множество раз в различных учебниках, статьях, научных трудах.
Групповое правосознание в свою очередь имеет сложную структуру: классовое, иных социальных групп, общественных организаций, партий. Это правосознание по социологическим исследованиям чаще всего формируется вокруг тех или иных конкретных законопроектов, законов.
§4 Правовая культура понятие, виды. Структура, уровень развития юридической деятельности.
Правовая культура представляет собой важную составную часть общей культуры, достигнутый уровень развития в правовой (и государственно-правовой) организации жизни людей.
Культура вообще - это то, что сделано самими людьми, в отличие оттого, что дано природой. В отличие от животных, живущих в естественной (природной) среде, люди живут в созданном ими самими искусственном мире - в мире культуры, который есть их вторая (составная) природа.
Правовая культура - многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это, конечно, более высокая и ёмкая форма правосознания, включает степень знания права, на которое опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права.
Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры - один из признаков правового государства.
Правовая культура включает в себя государственную (политическую, публично-властную) культуру, которая по сути своей есть государственно-правовая культура, поскольку само государство является правовой формой организации публично-политической власти.
С культурологической точки зрения право и государство - это определённые явления культуры, культурные формы на ряду со многими другими ее формами - земледелием, градостроительством, литературой, театром, религией и т.д. Но отличительная особенность права и государства как культурных форм состоит в том, что они (в качестве всеобщих форм свободы) являются специфическими культурными формами всей культуры в целом, формами организации совокупной культурной жизни любого государственно-организованного народа, общества. В данном своём качестве право и государство осуществляют общекультурную функцию и имеют общекультурное значение и общекультурную ценность. Это означает, что уровень развитости права и государства (государственно-правовой формы организации культуры) является существенным показателем степени развитости культуры в том или ином обществе и имеет значение критерия для классификации и оценки ступеней исторического развития культуры у отдельных народов и человечества в целом.
Современная культура - правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства.
- по своей сути и основной идее она представляет собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей. Ей присущи такие качественные характеристики, как: - определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общественной и государственной жизни;
- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку, идей и ценностей господства права;
- практическая реализация принципов конституционализма и верховенства правового закона; согласованное и эффективное функционирование всех источников позитивного права и всех ветвей государственной власти;
- правовая активность граждан и их общественных объединений в осуществлении своих прав и надлежащем исполнении своих юридических обязанностей;
- активная законотворческая, правозащитная и правоприменительная деятельность всех звеньев государственного механизма;
- разветвленная система легализованных форм, средств и процедур воздействия гражданского общества на государство и контроль за его деятельностью.
Заключение
В заключении еще раз хотелось бы отметить, что правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.
Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах. Определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.
Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.
Таким образом, правосознание есть важнейший фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.