Тема 11. Источники права.
§1 Понятие и виды источников права.
Понятие "источник права" достаточно емкое, и в зависимости от того, что берется за основу при рассмотрении данного вопроса, может иметь различное понимание. Так, если рассматривать право с точки зрения его природы, то под источниками права будут пониматься естественные и неотъемлемые права и свободы человека. Источником права может выступать государство, если считать право продуктом воли законодателя, но в этом случае необходимо будет признать, что право чаще будет является в руках государства силой направленной на подчинение и подавление личности и общества в целом. Если говорить о праве как способе упорядочения общественных отношений, то источником права будут выступать экономические отношения, формы собственности, материальные условия жизни людей.
Традиционно понятие "Источник права" употребляется как специальный правовой термин для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Таким образом, источниками права, в юридическом смысле, являются признанные государством и установленные им способы документального закрепления и выражения правовых норм.
К ним относятся официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, например, Закон, Указ Президента, постановление Правительства, решение местного органа самоуправления и пр. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства - будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.
В современном мире к основным источниками права относят:
- нормативно-правовые акты
- правовой обычаи
- судебный прецедент
- нормативный правовой договор.
Правовой обычай - один из древних источников права, это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения. Но не каждый обычай становится правовым, а только тот, который санкционирован, т.е. признан государством - в законодательстве имеется ссылка на него и государство придает ему обязательную юридическую силу как норме права. Так, кодексом торгового мореплавания закреплено положение о том, что в случае отсутствия правовой нормы, регулирующей правила погрузки и разгрузки судов и размер платы за их простой, применяются правила, сложившиеся в данном порту.
Юридический прецедент как источник права - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел в дальнейшем. Это решение становится обязательным для всех, т.е. получает государственную поддержку. Этот вид источников права распространен преимущественно в странах англо-саксонской правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.
Нормативный договор - соглашение между субъектами, содержащее обязательные для участников данного соглашения юридические нормы. Особенностью этого вида источников права является то, что, действуя в рамках общего законодательства, стороны добровольно и свободно устанавливают условия договора, взаимные права и обязанности. Нормативный договор развит во многих областях права, в том числе международном и внутригосударственном праве, например, Федеративный договор Российской Федерации 1992г., устанавливающий принципы взаимоотношений между субъектами Федерации, разграничении предметов ведения и пр. В трудовом праве - это коллективный и индивидуальный трудовые договоры, определяющие порядок взаимоотношений между работодателем и работниками. В гражданском праве - договоры купли-продажи, найма, аренды и пр.
Примером того, что договор является одним из источников права, имеющих достаточный юридический вес, могут служить положения ст. 422 Гражданского кодекса РФ. Так, если после заключения договора, например купли-продажи, принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем действовавшие на момент заключения договора, то этот договор сохраняет свою силу, кроме случаев, когда в законе прямо установлено, что его положения распространяются и на договоры заключенные ранее.
Одним из наиболее распространенных источников права является нормативно-правовой акт. Нормативный акт - это официальный письменный документ, содержащий нормы права, направленные на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся законы, указы, постановления, распоряжения и иные нормативные документы, издаваемые органами государственной власти.
Нормативно-правовой акт обладает следующими основными признаками:
- имеет государственно-властный характер, т.к. исходит от государства, и является актом выражения воли государства. Этим он отличается от нормативного договора, заключаемого равноправными сторонами и юридического прецедента - судебного решения по конкретному делу.
- принимается с соблюдением особой процедуры, предусмотренной законом. Так, согласно положениям Конституции РФ законопроект, в случае его принятия после рассмотрения в трех чтениях Государственной Думой, передается на рассмотрение Совету Федерации. Одобренный Советом Федерации закон передается на подпись Президенту РФ.
§2 Закон: понятие, виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц, во времени.
Нормативно-правовой акт, как уже отмечалось, является основным источником права. В свою очередь, все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важный общественные отношения и содержащий первичные правовые нормы.
Из данного определения можно вывести ряд признаков, характеризующих закон как вид нормативно-правового акта:
- Закон является нормативным актом, т.е. всегда закреплен в письменной форме.
- Законы принимаются строго определенными, высшими органами государственной власти или непосредственно народом в ходе референдума.
- Закон обладает высшей юридической силой, т.е. все остальные акты исходят из закона, "подчинены" ему, и не могут ему противоречить.
- Закон содержит первичные правовые нормы, регулирующие наиболее важные области общественных отношений: основным политическим, экономическим социальным вопросам.
Принято выделять следующие виды законов, действующих в Российской Федерации:
- Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй государства, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти, систему правосудия и пр.;
- В соответствие с Конституцией принимаются Федеральные конституционные законы, по вопросам, предусмотренным Конституцией: например, Закон о порядке деятельности Правительства РФ, о Государственной Думе, о Президенте, о чрезвычайном положении и пр.;
- Федеральные законы - акты текущего законодательства, распространяются на всю территорию Российской Федерации и ; посвящены различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. Они также обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции и конституционным законам;
- Законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Законы субъектов Федерации имеют высшую силу на территории самого субъекта, и не могут противоречить Конституции, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Подзаконные акты - это нормативные акты, изданные на основе и во исполнение законов, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты издаются органами исполнительной власти, и направлены на реализацию закона, конкретизируют порядок его действия.
К подзаконным актам Российской Федерации относятся:
- Указы и распоряжения Президента РФ;
- Постановления и распоряжения Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
- Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
- Решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управления;
- Нормативные акты муниципальных (негосударственных органов);
- Локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего распорядка);
§3 Действие нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовые акты, как властное предписание, имеющее общеобязательное значение, вместе с тем, имеют пределы своего действия, определяемое пространством, кругом лиц и временем.
Действие нормативно-правового акта в пространстве, ограничено территорией государства. К ней относятся земная территория, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Иностранное законодательство может применяться на территории данного государства в случаях, предусмотренных его законодательством. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Федеративным государственным устройством России, определен принцип приоритета федерального законодательства над законодательством субъектов: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". Нормативные акты субъекта федерации действуют только на территории самого субъекта, нормативно-правовые акты органов муниципальных образований (городские мерии, поселковые советы и пр.) - на управляемой ими территории.
Нормативно-правовые акты, в зависимости от того, какую сферу общественных отношений они регулируют, могут действовать в отношении либо всех лиц, либо в отношении определённого круга людей. Этой зависимостью определяется действие нормативно-правого акта по кругу лиц.
Так, основные нормативные положения Конституции РФ распространяются на всех граждан Российской Федерации - право участвовать в управлении государством, избирать и быть избранным, право на труд, образование, жилье и пр. В свою очередь постановления об увеличении зарплат работникам бюджетной сферы, бут касаться только работников бюджетной сферы, но не будут распространяться на работников коммерческих предприятий. Изменения порядка предоставления льгот - затронут интересы тех, кто их получает и пр.
Действие нормативного акта по кругу лиц тесно связано с его действием по территории - он действует в отношении всех лиц: граждан государства, иностранных граждан, лиц без гражданства, организации и пр., находящихся на территории данного государства.
Но из данного правила есть исключения.
Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В-третьих, некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Действие закона во времени имеет важное юридическое значение, т.к. связано с вступлением нормативного акта в действие и моментом прекращения его действия.
Вступление нормативного акта в действие, связано с моментом обретения им юридической силы, которая возникает после его принятия Государственной Думой РФ, одобрения Советом Федерации РФ и подписания Президентом РФ - после этого закон считается принятым, но еще не вступившим в законную силу, т.е. его положения пока не действуют.
Собственно вступление закона в действие подчинено особому порядку, связанного с моментом официального опубликования закона и определением срока вступления закон в действие.
После подписания Президентом нормативного акта, он подлежит официальному опубликованию, т.е. первой публикации полного текста в официальных печатных изданиях - "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Таким образом, государство официально уведомляет граждан о принятии нового закона и предоставляет возможность ознакомиться с его содержанием, гарантируя его точность и достоверность. В связи с этим, вполне обосновано действие принципа "незнание закона не освобождает от ответственности", т.к. государство, со своей стороны, сделало все, чтобы ознакомить граждан с новыми нормативными положениями и теперь вправе требовать их исполнения.
После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории Российской Федерации, однако, порядок вступления может быть разным, в зависимости от срока:
- по общему порядку закон вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования
- принимая закон, законодатель может предусмотреть его вступление в действие непосредственно с момента опубликования. Например, в случае введения чрезвычайного положения.
- закон может вступить в действие после истечения определенного срока, указанного при принятии закона. Например, новый жилищный кодекс был принят осенью 2004 года, а вступил в законную силу только с 1 марта 2005 года. Этот срок необходим для перестройки деятельности отдельных структур, подготовки новых необходимых документов для работы и пр.
Часто принимаются специальные постановления о введении нормативного акта в действие, которые имеют серьезное значение, хотя и носят вспомогательный характер. В них могут содержаться:
- поручения правительству о разработке подзаконных актов, конкретизирующих закон, о приведении в соответствие с законом всех других актов;
- перечни актов, которые утрачивают силу;
- указания о судьбе отношений, сложившихся до вступления вновь принятого акта в силу;
- определяться круг лиц, уполномоченных (временно или постоянно) совершать сделки на основе принятого акта. Постановления могут также обязать определенные органы и должностных лиц содействовать развитию новых правоотношений, дать иные поручения.
Прекращение действия закона, т.е. утраты им юридической силы может наступить по трём причинам:
- Истечение срока, на который был принят закон. Например, законы, принятые на период введения чрезвычайного положения, которое вводится на определенный срок.
- Замена одного закона другим, регулирующим фактически те же вопросы. Например, новый Жилищный кодекс РФ заменил собой Жилищный кодекс РСФСР, нормативные положения которого устарели.
- Отмена закона - при введении нового закона, указываются нормативные акты, утрачивающие юридическую силу. Так, новый Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность приобретения жилья в собственность посредством приватизации. В связи с этим, с 2007 года закон о порядке приватизации муниципальной собственности утрачивает свою юридическую силу.