Демократия: государство и общество




Педагог-консультант:
Михайлова
Ирина Константиновна
 you_people@mail.ru 









Тема 16. Конституционное право Российской Федерации.

§1 Понятие и свойства Конституции.

Конституция - основной закон страны, закон о государственном строе данного общества.

При этом конституция имеет характер своего рода кодекса: в ней вопросы государственной жизни, формирования и функционирования власти взаимоувязаны, даны в "одном ключе", в системном виде. Например, в действующей Конституции Российской Федерации охватываются все основные вопросы государственной жизни, начиная с закрепления основ конституционного строя и до определения конституционных основ местного самоуправления.

Вместе с тем нужно видеть, что конституция представляет собой не просто "кодекс о власти". Само появление такого основного закона страны, как конституция, связано с утверждением и развитием в обществе принципов и идеалов свободы, демократии, возвышения личности.

В соответствии с этим глубокий демократический смысл конституции в обществе выражен в двух основных идеях:

Во-первых, в идее разделения властей, т.е. существовании трех равновеликих ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, которые призваны как бы уравновешивать друг друга и тем самым предупреждать непомерную концентрацию власти (впервые и довольно последовательно идея разделения властей были выражена в конституции США 1787 года, действующей до настоящего времени);

Во-вторых, в идее неотъемлемых прирожденных прав человека, призванных возвысить личность над властью (наиболее полно идея прав человека нашла выражение в современных европейских ситуациях, прежде всего в таких странах, как Германия, Испания, Италия - странах, получивших жестокие уроки от господствовавших в них прежде режимов тоталитаризма).

Конституция России
Ныне действующая Конституция Российской Федерации принята на референдуме, т.е. путем прямого всенародного голосования, 12 декабря 1993 года.

Российская Конституция, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый раздел из девяти глав:

        Глава 1. Основы конституционного строя.
        Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
        Глава 3. Федеративное устройство.
        Глава 4. Президент Российской Федерации.
        Глава 5. Федеральное собрание.
        Глава 6. Правительство Российской Федерации.
        Глава 7. Судебная власть.
        Глава 8. Местное управление.
        Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции содержатся заключительные и переходные положения.

Действующая Конституция России - это первая за всю российскую историю конституция, имеющая по своему замыслу и по своим основам демократический характер.

В ней проведена идея разделения властей на законодательную (Федеральное собрание), исполнительную (Правительство) и судебную, которая представлена тремя высшими судебными учреждениями - Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом. Кроме ветвей власти в России в соответствии с европейскими традициями учреждена должность главы государства (Президента), призванного по Конституции обеспечивать единство и целостность государства, гармоничное функционирование всех государственных подразделений.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем " сдержек " и " противовесов " обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

§2 Основы конституционного строя Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, были закреплены основные принципы развития современной России - Российская Федерация есть демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1) - согласующиеся с международными принципами демократии. Конечно, говорить о том, что провозглашенные принципы действуют в полной мере нельзя и сегодня, но они остаются тем рубежом, к которому необходимо стремиться.

Говоря о принципах работы системы органов государственной власти в современной России, необходимо отметить главный из них - принцип конституционности. Суть его заключается в том, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на своей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (п.1.ст.15). Действия всех органов власти, подчинены Основному Закону государства - Конституции, которая в ст.2 главной обязанностью государства утверждает "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина", которые "являются высшей ценностью". Принимаемые властью законы, включающие в себя, согласно ст.125, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции республик, уставов, законов и нормативных актов субъектов РФ; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и др. должны соответствовать положениям, закрепленным в Конституции. Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Конституции РФ. Конституционным Судом РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность примененного или подлежащего применению закона (п.4 ст. 125), и в случае признания нормативного акта или его отдельного положения неконституционными он утрачивает силу (п.6 ст. 125). Данный принцип согласуется с провозглашением России в качестве правового государства, где взаимоотношения власти и общества подчинены требованиям закона, таким образом, Конституция является законом не столько О Власти, сколько ДЛЯ Власти.

Принцип демократии отражен в ряде конституционных положений. К ним, в первую очередь, относится положение ст. 3, закрепляющей, что "носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", выражающееся в том, что

  • высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (п.3 ст.3)
  • никто не может присваивать власть в Российской Федерации (п.4 ст.3)
  • граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (п.1 ст.32). Данное положение отражено в том, что Парламент Российской Федерации - Федеральное Собрание-, является представительным и законодательным органом РФ (ст.94)
  • граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (п.2 ст.32)
  • граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (п.4 ст.32)
  • граждане РФ имеют право лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33) и др.

Один из признаков демократического государства - разделение властей - отражен в ст.10: "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п.1 ст.7). Это положение включает в себя

  • право частной собственности (ст. 35)
  • право на свободный труд (ст.37)
  • защита материнства и детства (ст.38)
  • гарантированное социальное обеспечение по возрасту, состоянию здоровья и пр. (ст.39)
  • право на жилье (ст.40)
  • право охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41)
  • право на благоприятную окружающую среду (ст.42)
  • право на образование (ст.43)
  • гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ (ст.45-54)

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13), согласно чему

  • каждому гарантируется свобода вероисповедания (ст. 28)
  • каждому гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них (п.1,3 ст.29). При этом не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (п.2 ст.29). Положения данного пункта особенно важны в условиях многонациональной России, где и сегодня, с социальных, национальных, религиозных позиций, жарко обсуждаются события прошлого, ищутся правые и виноватые в проблемах сегодняшнего дня.
  • каждый имеет право на объединение. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений (ст.30)
  • граждане имеют право мирно (без оружия) проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31)

Принципом демократии продиктован принцип республиканской формы правления, общими признаками которого являются:

  • государственная власть осуществляется по поручению народа;
  • существуют единоличный и коллегиальные органы государственной власти;
  • глава государства и других органы государственной власти выбираются на определенный срок;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • решения верховной государственной власти обязательны для исполнения на всех уровнях.

В рамках рассматриваемого принципа Конституция Российской Федерации устанавливает, что

  • единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (п.1. ст.3)
  • граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (п. 1 ст.32)
  • власть осуществляется Главой государства - Президентом, коллегиальными органами государственной власти - Парламентом (Федеральным Собранием), Правительством, Судом.
  • Президент (п.1 ст.81), Государственная Дума (п.1 ст.96) избираются сроком на четыре года. Правительство формируется Президентом и Государственной Думой, перед вновь избранным Президентом Российской Федерации слагает свои полномочия (ст. 116).

В связи с тем, что Россия является федеративным государством, работа органов государственной власти подчинена принципу федерализма. Федерация - представляет собой добровольное объединение государственных образований в одно союзное государство, сохраняющих, при этом, признаки самостоятельных государств, имеющих свою Конституцию или Устав и законодательство. Так, согласно ст. 5 Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации, взаимоотношения которых с федеральными органами государственной власти являются равноправными.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (п.1 ст.11)

Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Так, согласно новой редакции от 24 декабря 1993 года Конституции Республики Карелия законодательная власть представлена Правительством Республики, возглавляемой Председателем Правительств, Законодательным Собранием, состоящим из двух палат: Палата Республики и Палата Представителей. Принятые законы подписываются Главой республики. Исполнительная власть в Карелии осуществляется Председателем Правительства РК и возглавляемым им Правительством РК.

Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. В России эта палата представлена Советом Федераций , куда входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти (п.2 ст.95).

Одним из признаков федерального государства, является разграничение предметов ведения (полномочий) между общефедеральными органами государственной власти и органами власти субъекта федерации. Данный признак обеспечивает самостоятельность субъекта федерации в решении большого ряда вопросов. К ним относят принятие Основного Закона субъекта федерации - Конституции или Устава, внутренне устройство территории субъекта, утверждение собственных флага, герба и гимна, формирование органов государственной власти, формирование бюджета, экономическая политика, управление собственностью, осуществление собственного правового регулирования (принятие законов и других нормативных актов) по вопросам, лежащим вне пределов ведения РФ и совместного ведения с РФ, установление своего государственного языка, употребляющегося наряду с государственным языком РФ и пр.

Вместе с тем, федеративное устройство государства основано на его государственной целостности, характеризующуюся для России тем, что

  • территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство (п.1 ст.67)
  • Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам (п.5 ст.76)
  • гарантируется единство экономического пространства (ст. 8), т.е. не допускается установление на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п.1 ст. 74)
  • государственным языком РФ на всей территории является русский язык (п.1 ст. 68)
  • денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается (п.1 ст.75) .
  • система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом (п.3 ст.75)
  • столицей Российской Федерации является город Москва (п.2 ст.70)
Hosted by uCoz